О проекте федерального закона «Об образовании» в Российской Федерации
Предыстория законопроекта 2000 г. - общие принципы законодательства по образованию в СНГ декабрь 2004 г. – предложение Союза Ректоров по созданию образовательного кодекса (интегрированного закона) май 2005 г. – интегрированный законодательный акт включён в планы Правительства РФ 2008 г. – один из итогов практики реализации Национального проекта «Образование» – новая модель и изменение законодательства июнь 2009 г. – создание рабочей группы Минобрнауки России май 2010 г. – материалы законопроекта на сайте Минобрнауки России декабрь 2010 – январь 2011г.: обсуждение на специализированном сайте, работа комиссии Яковлева В.Ф.
Цель законопроекта Обеспечение комплексной модернизации законодательства Российской Федерации в области образования, направленной на: -приведение его в соответствие с новыми общественными отношениями, возникающими в сфере образования; -повышение эффективности механизма правового регулирования; -создание правовых условий для обновления и развития российской системы образования в соответствии с современными запросами человека, общества и государства, потребностями развития инновационной экономики, международными обязательствами Российской Федерации в сфере образования.
Основной замысел законопроекта Образование – общественно значимое благо (ст. 2) Государство обеспечивает реализацию права каждого на образование. В Российской Федерации государством гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования (ст.8) Подготовка высококвалифицированных рабочих (НПО) будет осуществляться в системе среднего профессионального образования. (Это соответствует статье 43 Конституции РФ) Семейное образование – одна из форм обучения (ст. 19) Родители вправе выбирать любые формы обучения своих несовершеннолетних детей (ст. 46) Муниципалитеты оказывают методическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей в семье (ст. 89)
Принципы, используемые в законопроекте: обеспечение права каждого на образование, в том числе: обязательность общего образования; поддержка различных форм образования, обучения и самообразования, обеспечение права на образование на протяжении всей жизни в соответствии с образовательными и профессиональными потребностями; гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, к закону, любви к окружающей природе, Родине, семье; светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных организациях; запрещение дискриминации в сфере образования; автономия образовательных организаций; демократический, государственно-общественный характер управления образованием; обеспечение права работников и обучающихся (их законных представителей) на участие в управлении образовательной организацией; обеспечение права граждан Российской Федерации на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования; установление государством обязательных минимальных требований к условиям образовательного процесса, уровню и качеству образования, обеспечение преемственности основных образовательных программ. включение российского образования в мировое образовательное пространство; признание равенства и конкуренции субъектов, осуществляющих образовательную деятельность (в том числе образовательных организаций различных форм собственности, индивидуальных предпринимателей); открытость системы образования внешним запросам (например, путем закрепления механизмов участия заинтересованных представителей общества, работодателей и обучающихся в управлении и оценке эффективности образовательной деятельности); информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций; внедрение в образовательную практику новых форм реализации и освоения образовательных программ, образовательных технологий, форм и методов обучения; закрепление условий и порядка ведения экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования; закрепление правового статуса обучающихся, педагогических работников (соответствующие нормы выделены в отдельные главы законопроекта); закрепление особенностей реализации некоторых видов образовательных программ и получения образования отдельными категориями обучающихся (в сфере культуры и искусства, в сфере обороны и безопасности, в сфере физической культуры, в сфере медицинской и фармацевтической деятельности и некоторые другие).
Острые вопросыОчереди при приёме в первый класс ( разрабатываются механизмы этапного зачисления) Изменение перечня вступительных испытаний ( определяется иерархия нормативных актов и статус документов на сайтах вузов ) Низкая заработная плата (рассматривается фиксация позиции о средней зарплате учителей и средней по экономике) Позиция по закрытию сельских школ (необходимость проведения экспертизы) Разные ведомства формируют противоречивые нормы (необходимо введение института педагогической (образовательной) экспертизы)
НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИМЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
Законопроектом предусматривается, что в рамках системы образования осуществляются общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование (дополнительное образование детей и взрослых, дополнительное профессиональное образование) и профессиональное обучение. Изменяется система уровней образования (образовательных цензов): Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) устанавливаются по уровням образования, в том числе для дошкольного образования. При этом ФГОС дошкольного образования не будет содержать требований к результатам освоения образовательных программ.
Уточняется классификация программ:
Уточняются формы обучения:
Статус педагогических работников Сохраняются все права (академические и трудовые) и меры социальной поддержки педагогических работников
Экономическая деятельность в сфере образования Закрепляются права граждан на получение образования за счет бюджетных средств в образовательных организациях различных форм собственности и организационно-правовых форм
Дошкольное образование
Общее образование
10 конкретных изменений 1. Дошкольное образование без очереди: муниципалитеты обязательно создают условия необязательное посещение 2. Возможность выбирать учебные курсы как внутри ОУ, так и вне его. 3. Расширение выбора образовательных ресурсов – не только печатные, но и электронные. 4. Максимальное высвобождение времени на образование за счёт электронной отчётности, подачи заявлений, документооборота в целом.
10 конкретных изменений5. Общедоступность среднего профессионального образования – более высокий его статус: Высококвалифицированные рабочие Специалисты среднего звена 6. Расширение полномочий общественных советов с участием родителей, работодателей, обучающихся. 7. Аккредитация, направленная на содержательную оценку образовательных программ, а не на присвоение статусов.
10 конкретных изменений 8. Возможность заниматься научной деятельностью в вузах на уровне специальных подразделений, развитие практики студентов на предприятиях, возможность преподавательской деятельности специалистов предприятий. 9. Возможность принести «свой норматив» в любое образовательное учреждение. Нормативное подушевое финансирование на всех уровнях образования, гибкие финансовые механизмы (программы развития, образовательное кредитование и пр.). 10. Возможность уникальных образовательных программ. Учёт особенностей получения образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, образование в сфере культуры и искусства
Ваши предложения, которые могут быть внесены в закон об образовании:
Над презентацией работали: Белоусова С.В. - зам. директора по УВР Девяткина Ю.В. – зам директора по ИКТ Калинина О.В. – зав. библиотекой МОУ СОШ №43 г. Тверь – 2011 г.