Таджикистан: Неформальные родительские выплаты в образовании. Базидова Заррина Общественный фонд «ПАНОРАМА»
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Анализ статистических данных.Структурированные интервьюФокус - группыЭкспертный опрос
ЦЕЛЕВЫЕ ГРУППЫ Родители учащихсяУчащиеся старших классовУчителя средних школДиректора средних школЭксперты - должностные лица в сфере образования, юристы, представители государственных комиссии в сфере образования, журналисты и т.д.
Количество общеобразовательных (дневных) школ в РТ на 2005-2006 уч.год
Из 3761общеобразовательных школ Начальных – 671Основных – 833Средних 2112Гимназий -77Лицеев -57Школ-интернатов - 11
Другие типы школ В Таджикистане функционируют всего 53 негосударственные школы, в которых обучаются 18918 учащихся (1,13 процентов от общего количества учащихся школ республики).
Количество учащихся средних школ по областям РТ
Построение выборки Использована многоступенчатая стратифицированная территориальная случайная выборка.
Общий план выборки. Распределение количества школ между регионами-стратами пропорционально количеству учащихся средних школ.Квотная выборка городских и сельских школ в стратах.Случайная выборка школ по стратам. Случайная выборка респондентов в школах.Выбор родителей внутри домохозяйств.
I ступень - Выбор школ в регионах. выбор школ в регионах проводится пропорционально численности учащихся средних школ. Таким образом было определено:ГБАО – 3 школыХатлонская область – 37 школСогдийская область – 30 школРРП – 20 школг.Душанбе – 10 школ
II ступень. Выбор городских и сельских школ в регионах. Соотношение школ в выборке составляет 70% городских и 30% сельских. Выбор городских и сельских школ по областям был осуществлен случайным методом из общего списка школ по области. Супервайзеры составили список городских и сельских школ по области. Из них выбирались школы согласно квотному заданию.
Ш ступень. Выбор респондентов. Выбор учителей . Использован общий список всех учителей школы, из которого были выбраны учителя-респонденты. Выбор директора. В каждой школе опрашивается директор школы. Выбор родителей: В каждой школе опрошено 10 родителей. Отбор домохозяйств был проведен «в слепую»: из классных журналов 3,5,7,9 и 11 классов отбирались каждые 3 и 10 ученики.
П.Фокус групповые дискуссиии
Ш.Экспертные опросы С работниками органов образования (Рай,гор,обл.отделы и министерство образования) – 7 С работниками налоговых органов,прокуратуры, с юристами - 2С другими межд.орг,местные НПО. - 3
Было проведено : 1000 структурированных интервью с родителями6 фокус-групп с родителями1000 структурированных интервью с учителями100 структурированных интервью с директорами12 экспертных опросов
В полевом исследовании приняли участие 6 супервайзеров28 интервьюеров 8 модераторов и ассистентов 8 интервьюеров экспертного опроса.Были проведены тренинги в Душанбе для РРП, города и супервайзеров из ГБАО и Хатлонской областиВ Хатлонской областиВ Согдийской области
Таким образом: Полевое исследование было проведено за 20 дней.Контроль за качеством проведения поля осуществлялся супервайзерами, которые выезжали на места проведения исследования, тщательно проверяли анкеты во время приема.
С какими трудностями столкнулись? Отсутствие списков щкол в областных отделах образования. Нам удалось создать базу данных средних школ только по тем районам, которые попали в выборку. Различное отношение к опросу трех групп респондентов, а также различное отношение среди основной группы – родителей.