Организация модульного обучения 900igr.net
Проблема: «Технология Модульного обучения как один из путей получения гарантированного образовательного результата». Цель: «Создание оптимальных условий для совершенного овладения педагогами технологии модульного обучения»
Задачи: 1. Изучить теоретические вопросы технологии 2. Выявить инновационные модели построения учебного процесса, применяемые учителями в рамках данной технологии 3. Обобщить воспроизводимый положительный опыт учителей творческой лаборатории
Программа проекта Цель: (2008-2010г.) Создание оптимальных условий для совершенного овладения педагогами технологий модульного обучения Задачи: Обобщение и распространение ППО учителей школы, успешно работающих в рамках технологии 2. Создание учебно-методической базы-лаборатории
Программа Подготовка и участие в работе методической декады школы по теме: «Педагогическое мастерство 2008»: а) изучение основных концепций модульной технологии обучения б) взаимопосещение педагогами открытых уроков школы и участие их в олимпиаде в) участие в профессиональных педагогических конкурсах в т.ч. в методических выставках г) участие в работе педсовета: «Формирование педагогического мастерства как условие повышения качества образования в общеобразовательном учреждении» д) изучение ППО учителей России по использованию М.О. в учебном процессе
2. Участие в городском семинаре по теме: «Управление интеллектуально-творческой деятельностью учителя через систему проектно-творческих лабораторий» 3. Организация и проведение конкурсов-смотров педагогических идей, повышающих мотивацию и стимулирующих профессиональную деятельность среди педагогов творческой лаборатории
№ Дата Мероприятия Руководитель Место проведения 1 4.12 Участие в установочном совещании Васильченко Г.Н. кабинет 16 2 4.12- 10.12 Создание презентации и технология М.О. Газукина ЛВ.. 3 9.12 Открытый урок по химии Денисова И.Е. кабинет 44 4 10.12 Открытый урок по истории Михайлова Н.А. кабинет 18 5 11.12 Презентация технологии М.О. Газукина Л.В. 6 5.12-13.12 Участие в методической викторине Участие творческой лаборатории кабинет 11 7 15.12 Мастер-класс «Прием использования Модульного обучения» Михайлова Н.А. актовый зал 8 15.12 Итоговая презентация технологии М.О. Газукина Л.В. актовый зал
Состав группы Михайлова Н.А. Газукина Л.В. Денисова И.Е. Крючкова Л.Н. Сентябрева С.А. Родаева Е.А. Мухамедов И.Н.
Особенности модульного обучения (МО) Модуль – это целевой «функциональный узел», в котором учебное содержание и технология овладения им объединены в единый самостоятельный комплекс. Сущность МО состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с дозированной помощью педагога) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над учебными модулями.
Проблема: «Технология Модульного обучения как один из путей получения гарантированного образовательного результата». Цель: «Создание оптимальных условий для совершенного овладения педагогами технологии модульного обучения»
Отличительные черты МО Содержание обучения представлено в законченных самостоятельных комплексах. Формы общения учителя с учащимися меняются. Отношения становятся более паритетными. Ученик большую часть времени работает самостоятельно, учится целеполаганию, планированию, организации, контролю и оценке своей деятельности.
Задачи МО Формирование устойчивых познавательных интересов и способов их удовлетворения своими силами. Полное усвоение базисного компонента содержания образования каждым учеником и повышенного уровня в соответствии с интересами и склонностями ученика. Развитие интеллекта, памяти и речи учащихся. Формирование коммуникативных навыков. Формирование навыков самопознания на основе рефлексии.
Теоретические основы МО Теоретическую базу МО составляют все основные теории дидактики, педагогической психологии и передовой опыт. Деятельностный подход к обучению (исследования А.Н.Леонтьева). Теория развивающего обучения (Л.С.Выготский). Программированное обучение. Основы кибернетики. Теория проблемного обучения. Теория оптимизации. Рефлексивный подход
Рефлексивный подход в МО Каждое учебное занятие должно завершаться рефлексией каждого ученика по критериям: «Я» - как я себя чувствовал в процессе учения. «Мы» - насколько мне было комфортно работать в малой группе. «Дело» - достиг ли я цели учения.
Приложение МП – модульная программа М1, М2 – модуль 1, модуль 2 УЭ – учебный элемент КДЦ – комплексная дидактическая цель ИДЦ – интегрирующая дидактическая цель ЧДЦ – частная дидактическая цель
Структура модульной программы и отдельных модулей. КДЦ ИДЦ ЧДЦ
Общие принципы МП Сочетание комплексных, интегрирующих и частных дидактических целей. Принцип полноты учебного материала. Принцип относительной самостоятельности учебных элементов. Принцип реализации обратной связи. Принцип оптимальной передачи информационного и методического материала.
Система оценивания в МО Система оценивания предлагается учителем. Учащиеся ведут лист учёта, где сами выставляют оценку по количеству набранных балов. № УЭ УЭ1 УЭ2 УЭ3 УЭn Общее количество баллов Оценка Количество баллов
Типы и формы учебных элементов Различают академическую (в таблице) и игровую формы УЭ Тип У Э Носитель информации Текстовый Учебники, справочники, газеты Картографический Атласы, карты, планы Табличный Таблицы, графики, схемы Иллюстративный Фото, рисунки, репродукции Словесный Учитель, докладчик, лектор Компьютерный Базы данных Аудио-видео Видео-, кино-, слайды, диски Натурный Ландшафт и его компоненты Смешанный
МП по географии «Дальний Восток» (8 класс) М0 – Комплексная дидактическая часть М1 – Исследование Дальнего Востока М2 – Физико-географическое положение. Геологическое строение. Рельеф. Полезные ископаемые М3 – Климат. Внутренние воды М4 – Азональные природные комплексы. Флора и фауна М5 – Население М6 – Обобщение. «Дальний Восток – уникальный край»
Дальний Восток – уникальный край. УЭ0 – Входной контроль УЭ1 – Интегрирующая цель УЭ2 – Сравнительный анализ территории Дальнего Востока и др. природных комплексов России. УЭ3 – Климатообразующие факторы в формировании внутренних природных комплексов Дальнего Востока УЭ4 – Водные ресурсы и их своеобразие УЭ5 – Выходной контроль: 1)Дальний Восток глазами исследователей; 2) долина гейзеров и вулканов УЭ6 - Резюме. Рефлексия
Особенности модульного обучения на уроках истории Учитель истории Михайлова Н.А. МОУ «СОШ № 25»
Преимущество модульного урока Имеет личностно ориентированную направленность. Обеспечивает дифференцированный подход в обучении каждого ученика. Формирует у учеников навыки самообразования. Осуществляет пошаговое решение учащимися поставленных заданий. Помогает сохранять высокую продуктивность урока. Позволяет отследить уровень усвоения материала учащимися, оказать помощь, дать консультацию. Допускает включение различных форм и методов работы (лекция, пресс-конференция, семинар, работа в парах, мини группах и т.д.)
Непривлекательность модульного урока Большая работа по подготовке раздаточного материала для каждого ученика. На уроках- модулях гуманитарного цикла при изучении нового материала ученики чаще всего оказываются в роли пассивного наблюдателя.
Активизация работы учащихся в режиме модульного обучения Использование заданий: тестовых, творческих, репродуктивных, познавательных, проблемных, дифференцированных
Учебные элементы (УЭ) – шаги разные по сложности. УЭ 0- общие дидактические цели занятия УЭ 1- задания входного контроля УЭ 2, 3, 4 – последовательность деятельности ученика при изучении нового материала УЭ 5- вывод о достижении поставленной цели (УЭ 0) УЭ 6- итоговый (выходной) контроль УЭ 7– рефлексия Таблица оценок УЭ 1 УЭ 2 УЭ 3 УЭ 4 УЭ 5 Итоговый контроль Сумма баллов
Использование МО на уроках химии
10 класс. Тип урока: Урок изучения нового материала. Цель урока: - Предоставить возможность для самостоятельного знакомства с классом алкенов, используя для этого учебник «Химия – 10» Габриелян О.С.; - Познакомится с химическими свойствами непредельных углеводородов; - Самостоятельно найти решение поставленных задач и суметь сделать самостоятельные выводы о степени усвоения материала; - Закрепить умения работать в паре;
Тема урока: «Строение, номенклатура, изометрия и свойства алкенов» Оборудование: диск DVD, учебник, раздаточный материал. Ход урока: Организационный момент Объяснение мотива проведения урока по модульной технологии Целепологание. Демонстрация: Получение этилена дегидратацией этанола. Обесцвечивание раствора KMnO4 полученным этиленом. Горение этилена.
4. Основная часть Работа учащихся по плану, который находиться перед ними. Весь урок разбит на три основных модуля: Модуль 1. Изучение строения молекул алкенов. Выполнение заданий на закрепление. Модуль 2. Изучение материала учебника §12 по теме «Изомерия и номенклатура». Ответы на вопросы к этому модулю. Модуль 3. Изучение самостоятельное материала §12 по теме физические и химические свойства алкенов. Учащимся необходимо составить конспекты уравнений реакций и выполнить задания после изучения теоретических заданий. После выполнения последнего задания учащиеся проверяют верность решения по заранее заготовленным ответам и получают рекомендации и домашнее задание. Домашние задание: §12, задача №7, д/с р. 17, 18, 20(1-8)