Культура устной и письменной речи ученого и преподавателя. Подготовила студентка группы э121б Прохорова Анастасия
Речевое общение происходит в двух формах - устной и письменной. Они находятся в сложном единстве и в речевой практике занимают важное и примерно одинаковое место по своей значимости.
Актуальность обусловливает изучение трех аспектов культуры речи: нормативного (обучение нормам устной и письменной речи; соверенствование таких качеств речи, как чистота и правильность, средствам выразительности устной речи; совершенствование такого качества речи, как выразительность) коммуникативного (обучение выбору и организации языковых средств в соответствии с выбранным жанром, стилем, типом речи; совершенствование таких качеств речи, как содержательность, точность, логичность, богатство и уместность речи) этического (обучение речевому этикету; совершенствование такого качества речи, как уместность).
ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ Термин «культура речи» многозначен.
УСТНАЯ РЕЧЬ Устная речь - это любая звучащая речь. В устной речи большую роль играют место логического ударения, степень четкости произношения, наличие или отсутствие пауз. Устная речь может быть подготовленной (доклад, лекция и др.) и неподготовленной (разговор, беседа).
ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ Письменная речь использует книжный язык, употребление которого достаточно строго нормировано и регламентировано. Письменной речи свойственны сложные синтаксические конструкции, причастные и деепричастные обороты, распространенные определения, вставные конструкции . Письменная речь ориентирована на восприятие органами зрения, поэтому она обладает четкой структурной и формальной организацией: имеет систему нумерации страниц, деление на разделы, параграфы, систему ссылок, шрифтовые выделения и т.п.
КУЛЬТУРА УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧЁНОГО И ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА Главным коммуникативным заданием общения в научной сфере является выражение научных понятий и умозаключений.
Для культуры речи ученого характерно широкое использование абстрактной лексики , явно преобладающей над конкретной: испарение, замерзание, давление, мышление, отражение, излучение, невесомость, кислотность, изменяемость .
Значительную часть лексики речи ученого составляют слова общенаучного употребления, использующиеся в разных отраслях знаний величина, функция, количество, качество, свойство, значение, элемент, эксперимент, процесс, множество, часть, время, результат, следствие, условие, причина, взаимосвязь, анализ, синтез, доказательство, система, базироваться, поглощать, ускорять, минимально, универсальный .
Культура письменной и устной речи преподавателя объединяет факторы и филологический и педагогический.
Культура письменной и устной речи, как ученого, так и преподавателя обеспечивают достижение цели общения наиболее эффективными средствами. Для этого очень нужно, с одной стороны, овладеть хотя бы важнейшими риторическими навыками, а с другой - избежать коммуникативных неудач, связанных как с нарушениями этикета, так и с игнорированием различий устной и письменной форм речи, нечеткостью, небрежностью речи.