Инновационные образовательные технологии в современной школе 900igr.net
«Нет ничего сильнее идеи, время которой пришло» А. Горячев
Личностно-ориентированное образование (PERSONALITY-CENTERED EDUCATION) - образование, обеспечивающее развитие и саморазвитие личности ученика исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности
«Технология» techne - искусство, мастерство logos - наука, закон «Технология - наука о мастерстве»
Педагогическая технология - -это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам (Г.В. Селевко)
Признаки педагогической технологии Чёткая, последовательная педагогическая, дидактическая разработка целей обучения, воспитания Упорядочение, уплотнение информации, подлежащей усвоению Комплексное применение дидактических, технических, в том числе и компьютерных средств обучения и контроля Гарантированность достаточно высокого уровня качества обучения
Педагогическая технология Это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации Это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств.
Отличительные признаки традиционной классно-урочной технологии: Постоянный состав класса; единый годовой план, программа и расписание; основная единица занятия - урок; учащиеся работают над одним материалом; работой учащихся руководит учитель; учебники используются для домашних заданий.
Атрибуты классно-урочной системы: учебный год учебный день расписание уроков учебные каникулы перемены домашние задания отметки
Основная цель обучения: Формирование системы знаний, овладение основами наук, что выражается в наличии стандарта обучения
Наши первые шаги в познании современных технологий
Развивающее обучение
Сущность технологии Специально организованное педагогом-мастером РАЗВИВАЮЩЕЕ ПРОСТРАНСТВО позволяет ученикам в коллективном поиске ПРИХОДИТЬ К ПОСТРОЕНИЮ («ОТКРЫТИЮ») ЗНАНИЯ
Скуки, принуждения и лени, Пассивности и страха ожидания «палки» - двойки, «Неуда» на контрольной работе или на экзамене и желания увернуться от нее Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или - выведенное самостоятельно понятие. Ученик открывает мир для себя - себя в этом мире. Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.
Сущность технологии развить ученика, его потребности, способности и тем самым учить жить в окружающем мире свободно и самостоятельно
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРОЕКТ - замысел, план; разработанный план сооружения, механизма; предварительный текст какого-либо документа
ВИДЫ ПРОЕКТОВ монопредметный межпредметный надпредметный
Сущность технологии Стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающую решение проблем, показать практическое применение полученных знаний
Все, что я познаю, я знаю для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить - основной тезис понимания метода проектов
ТЕХНОЛОГИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Сущность модульного обучения ученик полностью самостоятельно (или с некоторой помощью педагога) достигает конкретных целей учебной познавательной деятельности в процессе работы с модулем
Авторские технологии Технологии обучения В.Ф. Шаталова: изложение теоретического материала осуществляется в быстром темпе и крупными блоками; использование на доске при объяснении опорных сигналов (схем, рисунков-символов, отдельных слов); подробное объяснение учителем алгоритма решения определенного типа учебной задачи; письменное, фронтальное повторение материала по опорным конспектам; быстрое, обзорное повторение в течение 5 минут значительного по объему учебного материала; общее, фронтальное решение совместно с учащимися типовых задач; проверка цепочкой (у ученика, который первым решил задачу, проверяет учитель, а у каждого следующего – предыдущий ученик); - релейная контрольная работа (учащиеся должны воспроизвести решения определенного числа типовых задач по изучаемой теме); - активная взаимопомощь (с учеником, пропустившим занятия, занимается кто-то из учеников класса, хорошо усвоивших соответствующую тему); урок открытых мыслей (любой ученик может сделать небольшое сообщение, доклад, связанный с изучаемой темой); парный взаимоконтроль (учащиеся, которые получают за свои ответы «отлично», опрашивают по этому же вопросу своих товарищей).
Информационная технология обучения - - это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (компьютер, аудио, видео, кино) для работы с информацией.
Преимущества информационно-коммуникационных технологий Возможность организации процесса познания, поддерживающего деятельностный подход к учебному процессу; Индивидуализация учебного процесса; Коренное изменение организации процесса познания путем смещения ее в сторону системного мышления; Возможность построения открытой системы образования, обеспечивающей каждому индивиду собственную траекторию обучения и самообучения.
Использование новых информационных технологий позволяет: Усилить мотивацию учения; Индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения; Основываться на личностно-ориентированном обучении.
Диаграмма «Уровень подготовленности учителей»
Электронный учебник – это автоматизированная обучающая система, включающая в себя дидактические, методические и информационно-справочные материалы по учебной дисциплине, а также программное обеспечение, которое позволяет комплексно использовать их для самостоятельного получения и контроля знаний.
Преимущества электронного учебника по сравнению с простым типографским Возможность быстрого поиска по тексту. Организация учебной информации в виде гипертекста. Наличие мультимедиа – богатейшего арсенала способов иллюстрации изучаемого явления: теле- и видеоинформацию, речь, музыку. Моделирование изучаемых процессов и явлений, возможность проводить «компьютерные эксперименты» в тех областях человеческого знания, где реальные эксперименты очень трудоемки или невозможны. Наличие системы самопроверки знаний, системы рубежного контроля, совместимость с экзаменационной системой. Возможность компьютерной оценки приобретенных знаний.
«Использование учителями мультимедийных технологий»
Технологии интеграции в образовании
Концепция интеграции принцип взаимодополняемости; деятельностный подход; информационный подход; развивающее обучение; системный подход;
На интегрированных уроках решаются следующие задачи: Формировать целостно-личностное отношение ученика к жизни; Развивать общую культуру школьника, приобщая к общечеловеческим ценностям художественной культуры; Помогать понять своеобразие и единство «языка» разных видов искусства посредством сопоставления и анализа; Развивать эмоциональную сферу ученика; Развивать познавательные способности учащихся (восприятие, память, мышление, воображение); Формировать единую картину мира.
Модель интегрирования учебных дисциплин Естественно-научная картина мира объединяет предметные системы физики, химии, географии, биологии. Для эффективного формирования имеются попытки создания объединенных курсов: физики и химии; Географии, биологии и химии; Музыки и ИЗО; Математики и конструирования; Изо и художественный труд
Технологии Здоровьесберегающие Игровые Исследовательские Коммуникативные Групповые и парные
Сравнительные особенности традиционной и инновационной педагогики 1. Цель Формирование знаний, умений и навыков Развитие личности 2. Интегральная характеристика «Школа памяти» «Школа развития» 3. Преобладающий тип и характер взаимоотношений Субъект - объектный Субъект - субъектный 4. Девиз педагога «Делай как я» «Не навреди» 5. Характер и стиль взаимодействия Авторитарность Демократичность 6. монологичность, закрытость диалогичность, открытость, рефлексивность Формы организации Фронтальные, индивидуальные Групповые, коллективные Характеристики образовательных моделей
«Формула обучения» Ведущий тип деятельности осваиваемый учеником: Ведущий принцип Методы обучения Характеристики образовательных моделей 7. Иллюстративно-объяснительные информационные Проблемные: проблемного изложения частично-поисковый, эвристический исследовательский 8. «продавливания» «выращивания» 9. Репродуктивный, воспроизводящий Продуктивный, Творческий, Проблемный 10. Знания – репродуктивная деятельность Проблемная деятельность - рефлексия - знания
Позиция ученика Функции учителя Способы усвоения Характеристики образовательных моделей. 11. Заучивание, деятельность по алгоритму Поисковая мыслительная деятельность, рефлексия 12. Носитель информации, хранитель норм и традиций, Организатор сотрудничества, Консультант, пропагандист предметно – дисциплинарных знаний Управляющий поисковой работой учащихся, консультант 13. отсутствие мотива к личностному росту наличие интереса к деятельности Пассивность, Активность, отсутствие интереса, наличие мотива к самосовершенствованию,
ставят акценты в развитии потребностно -мотивационной сферы учащегося В эмоционально-волевой сфере выделяют значимость осознания личностного смысла и цели учения, выбора ситуации и пространства «успеха» в деле, деятельности акценты ставятся на овладение учениками методологическими знаниями, т.е., знаниями о знаниях, позволяющими самостоятельно открывать неизвестные для себя свойства, особенности, закономерности и пр., находить способы поведения и деятельности в проблемной ситуации. В области креативного мышления определяют роль приобретения средств мыслительной деятельности
Дети - завтрашние судьи наши, это критики наших воззрений, деяний, это люди, которые идут в мир на великую работу строительства новых форм жизни. М. Горький