«Игровые методы обучения на уроках музыки в начальной школе» Подготовила Греченкова Валерия Валерьевна, магистрант кафедры музыкально-инструментальных дисциплин ФЭО БГПУ.
Цель: сформировать у студентов представление о понятии «игра» и «игровые методы обучения» в музыкальной педагогике. Цель: сформировать у студентов представление о понятии «игра» и «игровые методы обучения» в музыкальной педагогике. Задачи: Сформировать понятие об игре как феномене человеческого бытия с точки зрения философии. Рассмотреть особенности и цели игры. Проанализировать основные виды музыкально-игровой деятельности. Ознакомиться с некоторыми видами игр, применяемых на уроках музыки в школе.
Литература: Демидов, А.Б. Феномены человеческого бытия./ А.Б. Демидов. – Мн.:Экономпресс, 1999.– 180 с. Гайдадымов, Е.Б. Практикум: В 2-х ч. Ч.2. Философия человека. / Е.Б. Гайдадымов. – Мн.: Асар, 2005. – 688 с. Ковалив, В.В. «Звуковые игры» как один из приемов элементарногомузицирования детей./ В.В. Ковалив. Личность и музыка: Материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 8 – 9 нояб. 2000 г.; В 2 ч. / Редкол.: Т.П. Лизнева (отв. ред.) и др. – Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2000. – Ч.ІІ. – 168 с. Королева, Т.П. Методика музыкального воспитания: учеб.-метод. пособие./ Т.П. Королева. – Минск: БГПУ, 2010. – 216 с. Финк, О. Основные феномены человеческого бытия. Проблема человека в западной философии./ О. Финк. – М.: Прогресс, 1988. – с. 357-403. Хейзинга, Й. Homo Ludens («Человек играющий»)./ Й. Хейзинга.
Оглавление Феномен игры. Особенности игры. Типы уроков музыки. Составные детали урока музыки. Виды уроков. Разминка на уроке. Коллективное пение и слушание музыки на уроке. Творческие задания на уроке. Коллективные выводы по итогам урока. Музицирование на детских музыкальных инструментах. Специфические черты игры. Ее функции и принципы. Классификации игр (1, 2, 3).
Игра Игра – это деятельность, это значит, что игра является выражением определенного отношения личности к окружающей действительности.
Феномен игры обладает рядом особенностей: 1. Игра – это свободная деятельность. 2. В процессе игры человек находится как бы за гранью обыденности, он может перенестись в воображаемый параллельный мир. 3. Игра характеризуется пространственно-временной замкнутостью. 4. В игре имеется структурная упорядоченность. 5. Игровые предметы «одушевляются во время игры». 6. Игра содержит в себе возможности и риск.
Составные детали урока: Настройка на урок, Разминка или распевание, Коллективное пение, Слушание музыкального произведения, Творческие задания. Коллективные выводы по теме урока.
Музицирование на детских музыкальных инструментах. Одной из разновидностей инструментального музицирования являются, так называемые, «звуковые игры» (В. В. Ковалив)
Особенности и виды игры Специфические черты игр: доступность; увлекательность; возможность для раскрытия различных творческих способностей; сензитивность возрастным особенностям ребёнка.
В психологической теории и практике выделяются следующие функции игры (Д. Б. Эльконин): Развитие мотивационно-потребностной сферы, Развитие произвольного поведения, Развитие умственных действий, Средства познания.
Игры предполагают соблюдение определенных принципов в ходе самой игры: принцип сочетания обучения и игровых действий, ситуаций, принцип перехода от игровой ситуации к активной познавательной деятельности (активизация умственного развития ребенка), принцип усложнения игровых ситуаций, самих игр и действий, выполняемых в ходе игры (от простого – к сложному).
Классификации игр. Существуют различные классификации игр по разным направлениям, по количеству игроков и т.д.
Классификации игры Игровые разминки – это игры, настраивающие на тему урока, физкульт-минутки, игра-перерыв, игра-смена деятельности. Лексические игры – это игры по карточкам, сканворды, загадки, кроссворды, ребусы и т.д. Фонетические игры – это игры-имитации, либо соревнования на правильное произнесение звуков. Коммуникативные игры – используют язык, как средство общения детей друг с другом, игра за счет слов, расширение словарного запаса.
Классификации игры
Игра также имеет структурную упорядоченность по классам: творческие (придуманы самим ребенком или группой детей), дидактические (придуманы учителем и имеют образовательную направленность), народные (игры, которые сложились в традициях различных народов и культур).
Творческие игры В свою очередь каждый класс игр имеет свою внутреннюю дифференциацию. Так, творческие игры делятся на:
Сюжетно-ролевые игры Усвоение канонов любой деятельности требует также исполнение каких-то ролей, образов, персонажей, которые свойственны для этой деятельности. В сфере музыкального обучения присутствуют три основных вида деятельности: композиторская, исполнительская, слушательская. Т.е. учащийся может попеременно выполнять роль слушателя, исполнителя или композитора.
Сюжетно-ролевые игры Особо важную роль сюжетно-ролевые игры могут выполнять при изучении учащимися белорусской музыкальной культуры, её традиций, национальных особенностей. Белорусские народные праздники синкретичны по своей природе и в качестве неотъемлемого компонента включают самые разнообразные игры. Это такие праздники, как «Каляды», «Масленiца», «Гуканне вясны», «Юр’я», «Купалле» и др.
Театрализованная деятельность Элементы театрального искусства очень органично вплетаются в современный урок музыки.
Дидактические игры также имеют свою классификацию: игры с предметами (игрушки, инструменты, кубики и т.д., при помощи которых дети учатся находить отличия и выделять общее, приобретают навыки работы с ними), настольно-печатные игры (лото, путешествие, приключение, кости и др.), словесные игры (подбор синонимов, антонимов, понятий и определений какого-либо предмета, явления, произведения искусства и др.)
Народные игры В первую очередь они опираются в своей организации и проведении на этнические особенности различных народов мира, а также помогают усвоить ценности, нормы и правила поведения человека в обществе, в частности, в своей родной культуре.
Среди народных игр можно выделить: индивидуальные, коллективные, сюжетные, бытовые, сезонно – обрядовые и др.
Также игры бывают: Эмоционально-сенсорные (помогают развить эмоциональную и чувственную сферу ребенка за счет наглядных представлений, а также воображаемых объектов) Интеллектуальные (способствуют развитию логики, интуиции, чувства юмора и т.д. за счет решения различных логических задач, ребусов, кроссвордов, разрисовывания раскрасок, собирание мозайки и др.) Креативные (помогают развить нестандартное мышление в процессе творческого воображения, что происходит за счет моделирования сложных ситуаций и последующего нестандартного выхода из них)
Также игры бывают: Деловые (создание моделей отношений, которые характерны для какой-либо деятельности или профессии) Организационно-деятельностные (игры, которые помогают детям представить как работает система, которую используют люди для организации своей деятельности) Инновационные игры (помогают детям получать знания при помощи новейших информационных технологий (компьютер, интернет, аудио, видео-ресурсы и т. д.) и мн. др.
Виды музыкально-игровой деятельности
Информационные технологии на уроке музыки На данный момент уже существует целый ряд компьютерных программ обучения. Среди них можно выделить следующие:
В многочисленных исследованиях, как психологов, так и педагогов можно выделить множество положительных моментов, которые обеспечивает проведение занятия в рамках игровых ситуаций. А именно: у большинства детей развивается способность к творческому мышлению, воображению, так как игра дает возможность ребенку в большей степени проявить себя, свои умения, навыки и способности. дети учатся координировать свое внимание на правилах игры, а также следить за их непосредственным выполнением.
Введение в учебный процесс игр позволяет: обеспечить занимательность упражнениям и тренингу; создать благоприятную атмосферу на уроке; повысить интеллектуальную и эмоциональную активность учащихся; возможность установления дружеских контактов между учащимися; почувствовать успех в игровой ситуации; повысить внимание; снять напряжение; усвоить учебный материал; развивать комплекс различных способностей; освоить необходимые для музыкальной деятельности роли и т. д.
Результаты эксперимента Эксперимент проводился в 4 «Б» классе. В качестве контрольной группы использовался 4 «А» класс. 1 этап – констатирующий, 2 – формирующий, 3 – контрольный.
!