ЕГЭ. Сочинение-рассуждение Работу выполнила Морозова Наталья Терентьевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Павловская сош»
Вступление Назывное предложение, содержащее тему или проблему исходного текста. Например: «Счастье… Это слово редко сегодня услышишь из уст современной молодёжи. Но почему? Вот об этом и рассуждает автор текста….» Или риторические вопросы, раскрывающие суть текста.
Как найти проблему текста Синонимы к термину проблема: ВОПРОС, ЗАДАЧА. Помните, что в основе проблемы может лежать некое противоречие, конфликт, конфликтная жизненная ситуация. В тексте может быть несколько проблем (тогда можно говорить о ПРОБЛЕМАТИКЕ), но вам достаточно сформулировать в сочинении лишь одну проблему. Сформулировать проблему вам помогут ключевые слова и предложения, которые можно подчеркнуть в самом тексте.
Какие бывают проблемы? Философские Нравственные Социальные Политические Экологические
Как сформулировать проблему?Проблему можно - сформулировать самостоятельно (своими словами); - процитировать; - Указать номера предложений из текста, если в этих предложениях проблема чётко сформулирована автором.
Что значит прокомментировать сформулированную вами проблему Синоним к слову комментарий: пояснение, толкование, рассуждение, интерпретация.
Умей!Комментарий даётся с опорой на текст (не нужно рассуждать о жизни вообще, даже если вы пишете о вашей проблеме). Хорошо прокомментировать текст – это, по сути, суметь проследить ХОД АВТОРСКОЙ МЫСЛИ. Автор текста передаёт нам свои мысли, зашифровывает их словесно, а вы должны их расшифровать (интерпретировать)
Какие бывают комментарии?
Типичные ошибки этой части!Прокомментирована только часть проблемы, поднятой автором; допущены фактические ошибки, связанные с пониманием исходного текста (проблемы прокомментированы неточно или противоречиво); комментарий заменяется пересказом текста или его фрагмента (чаще пересказывается сюжет текста, действия героев); Комментарий заменяется перечнем проблем.
Позиция автораПозиция автора – это его ответ на поставленный им же вопрос, его отношение к поставленной им же проблеме (основная мысль текста). Определяя позицию автора, не смешивайте её с позицией героя-рассказчика, что далеко не одно и то же.
Способы выражения позиции автора в тексте- Автор может заявлять о своём отношении к поднятой им проблеме прямо, словесно полно выразив его в тексте; - позиция автора может не быть выражена прямо, и тогда вы определяете её по косвенным признакам (чаще всего по каким-либо словам и отдельным репликам)
Если позиция автора не заявлена прямо, тоОпределить её поможет отношение автора к поднятой им проблеме: - позитивное (положительное); - негативное (отрицательное); - нейтральное; - двойственное. Учитывай также, каково настроение автора. Это может быть: - ирония; - сарказм; - грустная, печальная тональность; - радостная тональность; - оптимистичный настрой; - пессимистичный настрой и т.д..
Что значит аргументировать свою позицию Сначала вы должны выразить своё собственное мнение (отношение) к позиции автора текста – согласны вы или не согласны с мнением автора, а лишь потом аргументировать свою позицию, своё отношение к позиции автора. Вы должны аргументировать (доказывать, подтверждать, приводить примеры) не истинность тезиса, а его ценностное значение. Важно! Не надо доказывать нравственные аксиомы (утверждения), что надо беречь лес, уважать старших, любить родину, надо подтвердить актуальность, важность, жизненность нравственных постулатов (утверждений).
Сколько нужно приводить аргументов?Один взят из художественной литературы (автор, название произведения). Другой аргумент – из вашего жизненного опыта (это может быть пример какого-либо фольклорного жанра: пословица или поговорка, песня и т.д..) Оба аргумента из художественной литературы (3 балла) Оба аргумента из вашего жизненного опыта ( 2 балла)
Типы аргументовРациональные (логические) *реальные факты; *статистика; *законы природы; *положения официальных документов. Иллюстративные *конкретные примеры из жизни; *примеры из художественных произведений; *предположитель-ные примеры Ссылки на авторитет *мнения известных выдающихся людей; *цитаты из авторитетных источников; *мнение очевидцев; *общественное мнение
Типичные ошибки этой частиСобственное мнение не выражено и нет аргументов вообще; Аргументируется мнение, которое не заявлено; Собственное мнение выражено, но не подтверждено аргументами (часто в сочинении употребляется фраза Я согласен с позицией автора…. И всё!) Аргументируется позиция автора, а надо предложить СВОЁ
Заключение ЗАКЛЮЧЕНИЕ обычно содержит итог всех рассуждений, вывод, состоящий из нескольких предложений, которые могут, кстати, содержать и риторические вопросы.
В добрый путь!