Готовимся к Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую темуЧасть 3С 2.1
Задание С2.1 – это сочинение-рассуждение на лингвистическую темуЛингвистика (языкознание, языковедение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки.Цель работы – раскрыть важность того лингвистического материала, о котором идёт речь в задании.
Возможные темы сочинений Роль антонимов в речи Роль синонимов в художественном тексте Почему в текстах художественного стиля используются простые нераспространённые предложения? Зачем нужны тире и двоеточия в письменной речи? Почему не всегда ставятся запятые перед союзными словами? Когда мы ставим запятые в предложениях с определениями? Роль однородных членов в речи Разряды и функции частиц в русском языке Зачем нужны повторы в письменной речи? Зачем придумываются новые слова? Диалог и прямая речь. Их роль в языке Роль цитат в речи Роль архаичных слов в речи и т.д.
Демонстрационная версия 2011 годаС2.1 Ознакомьтесь с мнением Антона и Кирилла о роли тире в письменной речи.На письме без тире обойтись невозможноЗачем нужно это тире?Неужели без него нельзяобойтись? Вот до XVвека вообще не былознаков препинания. Асейчас!.. Попробуй раз-берись, где это тиреставить!Помогите Антону доказать его точку зрения.Напишите сочинение-рассуждение: «Зачем нужно тире?»
Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте ещё раз текст А.Лиханова.Приведите 2 примера из прочитанного текста, иллюстрирующие разные функции тире.Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему только на лингвистическом материале и/или в общекультурном плане.Начать сочинение вы можете как фразой, принадлежащей Антону, так и собственным высказыванием.Вы можете писать работу от своего имени или от имени Антона.Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Лиханов Альберт Анатольевич – современный детский и юношеский писатель. Главная тема творчества – становление характера подростка – проходит через десятки произведений: повести «Звёзды в сентябре», «Тёплый дождь», «Благие намерения», «Русские мальчики» и другие. По роману «Последние холода» снят одноимённый фильм.
Композиционное оформление работыПрямая актуализация проблемы.Антон с Кириллом спорят о том, нужны ли знаки препинания. Я, как и Антон, считаю, что без знаков препинания обойтись невозможно. Попробую это доказать.Можно ли представить письменную речь без знаков препинания? Так ли нужны нам эти непонятные палочки, точечки, крючочки?.. А может быть, вполне возможно обойтись без них? Облегчить свою жизнь, не заучивая множество правил? Попробуем разобраться в этих вопросах.
Композиционное оформление работыОсновная часть. Формулирование тезиса, который предстоит доказывать. (Я считаю, что …). Его обоснование с помощью примеров из исходного текста.
Композиционное оформление работыВывод о справедливости высказывания о сущности данного языкового явления.Да, без знаков препинания обойтись нельзя. Надеюсь, что теперь и Кирилл так думает.Я считаю, что без знаков препинания на письме обойтись невозможно. Они необходимы, потому что без них любой текст становится непонятным. Поэтому прав Антон.Итак, выражая свои мысли в письменном виде, мы стремимся к тому, чтобы нас правильно поняли. И знаки препинания помогают нам в этом.
ТЕЗИС переделать вопрос темы в утверждение; начать с вопроса; согласиться с героем дискуссии; начать с какой-либо расхожей фразы; можно начать с термина.
АРГУМЕНТЫ докажем, найдем, подтвердим, приведем, определим; так как, так что; во-первых, …; во-вторых, …; в-третьих,… это подтверждается тем … .
ВЫВОД таким образом; итак; в заключение сделаем вывод; подытожим всё выше сказанное; в итоге мы пришли к выводу, что…
Требования к примерам• примеров должно быть не менее 2; • примеры должны быть из указанного текста;• примеры должны иллюстрировать разные функции лингвистического понятия; • каждый пример должен соответствовать указанной функции;• пример без указания на функцию не учитывается.
Способы оформления примеров Цитировать предложение (если оно не очень длинное), при этом знаки препинания расставляются так же, как и в предложении с прямой речью. Например: В предложении 27 тире реализует значение противоположности: «Столько лет смотрел на картину - не догадался».
Способы оформления примеровИли предложение заключается в скобки. Например: Так, в предложении 19 точка выражает интонацию законченного утвердительного высказывания (Люди слушали внимательно, и в скрипичном футляре лежало уже немало мятых бумажек).
Способы оформления примеровВ некоторых случаях цитировать можно не всё предложение, а часть его, ставя на месте пропущенных слов многоточие. Например: Мне кажется, что контекстуальными будут антонимы в предложении №6: "...сказка заставляет... тревожиться, радоваться".
Способы оформления примеровУказывать номера предложений без цитирования (это делается в том случае, если предложение очень длинное). Например: Обратим внимание на предложение 22. В конце его поставлен вопросительный знак. Или В тексте имеются парные знаки препинания: кавычки (предложение № 1), запятые (предложения № 1,15) и скобки (предложение № 16).
Речевые клише• Чтобы подтвердить (доказать) сказанное, обратимся к … предложению текста. • Проиллюстрировать названную функцию знаков препинания можно на примере …. предложения текста. • Пример использования … можно найти в предложении … . • Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует … . • В подтверждение собственных выводов можно привести пример из … предложения текста. • Рассмотрим … предложение. В нем использована … . Это подтверждает наш вывод о том, что … .
Абзацное членение текстаПомните: сочинение должно иметь не менее 4 –х абзацев: 1 абзац - тезис, 2 абзац - функция или довод №1 с примером или примерами, 3 абзац - функция или довод №2 с примером или примерами, 4 абзац - вывод.
Домашнее заданиеНаписать сочинение-рассуждение «Зачем нужно знать орфографические правила» ИЛИ «Зачем нужно грамотно писать»
Желаю творческих успехов!