Развитие человеческого капитала: новые компетенции и сфера образования в перспективе до 2030 года Иванова Л.В., Бутенко А.В.
Основания для прорисовки будущего сферы образования и новых компетенций в перспективе до 2030 г., возможных стратегий в сфере образования Выбор теоретических оснований проекта, необходимых для отбора значимого для проекта эмпирического и теоретического материала Анализ ситуации в сфере образования (тенденции в мире, в РФ, в крае). Социальные напряжения в сфере образования Анализ внешних условий, оказывающих влияние на изменения в сфере образования Определение оснований для выбора стратегий в сфере образования
Вопросы Какие будут требования к компетенциям? Какую роль будут играть образовательные учреждения в долгосрочной перспективе? Кто и какими механизмами будет осуществлять управление и преобразования в сфере образования?
Видимые тенденции в сфере образования Отказ от работы по полученной специальности Рост безработицы (доля официально зарегистрированных безработных, данные на 2006/07 г. – выпускников ВУЗ - 2,2%, выпускников СПО - 6,86%, выпускников НПО - 6,09%). Массовизация высшего образования. Россия занимает третье место в мире (после США и Финляндии) по числу студентов на 10 тыс. человек населения — 510. С учетом тех студентов техникумов, которые имеют полное среднее образование — 630 — мировое лидерство. Основные расходы на образование несет население (удельный вес расходов на оплату услуг образования по данным выборочного обследования домашних хозяйств за 2007 г. – 9,3%) Снизилось качество (лучшие ученики на международных конкурсах из первой десятки откатились в 4 и 5-ю). Вследствие изобилия средств образования и их потенциальной общедоступности, произошло обесценивание образованности в качестве элемента системы ценностей. При этом образование не является повсеместно доступным. Существенные отклонения в подготовке специалистов от потребностей экономики ( по данным исследования существенные отклонения в подготовке специалистов в системе СПО Красноярского края в отраслях: финансовая деятельность; операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг; государственное управление и обеспечение военной безопасности и т.д.
Негативные тенденции. Социальные напряжения в сфере образования Консервативность ОУ. Темпы изменений деятельности образовательных учреждений отстают от темпов общественных изменений. Структура деятельности преподавателей практически не изменяется. 16% преподавателей ведут исследования. Действия в ОУ осуществляются в наборе представлений, рамок, которые принципиально устарели (модернизационные процессы осуществляются вне образа будущего образования). Небольшое количество вузов имеет инновационную, исследовательскую составляющую. Российские университеты практически выпали из международных рейтингов, их места заняли китайские вузы. Заработная плата не стала стимулом к повышению эффективности деятельности специалистов в сфере образования. Зарплата преподавателя вуза составляет 60–80% от средней по экономике и менее 50% от средней по крупным городам, где расположены вузы. Низкий уровень оплаты труда, неясность механизмов её взаимосвязи с результатами деятельности ведут к высокой степени неуверенности в завтрашнем дне, что сказывается на качестве их работы. Средняя номинальная начисленная заработная плата работающих в области образования, по данным на 2007 г. - 4254,3, заработная плата работающих в области экономики - 6831,8 руб.
Социальные напряжения в сфере образования. Периоды кризиса для России. (Форсайт-проект «Детство») 2012-2016 годы. смена поколений, смена электората (основные места у власти, бизнеса и т.д. займет поколение людей, не живших при Советском Союзе и не имеющих ценности великой державы); выход из строя технологического оборудования индустриальной эпохи, развал инфраструктур; демографический спад (резкое снижение трудоспособного населения); давление новых экономических гигантов (Китай, Индия, Объединенная Европа) резкое падение доходов от нефти. 2030-2040 годы. «Мир перейдет на инновационные рельсы: в странах, где только сейчас начинается переход на инновационную экономику, он будет завершен. Основная промышленность будет освоена Новым Миром (Китай и Индия) и Россия уже не сможет быть конкурентной в промышленной сфере».
Ожидаемые изменения в сфере образования (Форсайт-проект «Детство 2030») Сегодня 2020 – 2025 годы Массовая образовательная траектория: школа – институт (колледж) Дети учатся в образовательных учреждениях Разнообразие траекторий вступления в жизнь Отсутствие единой системы образования – развитие многообразия образовательных сетей и сообществ
Трансформация устройства деловой жизни, социальной структуры Трансформация труда Смена антропологического идеала Развитие сетевых структур (зарубежных, российских, в крае) Развитие малого и среднего бизнеса Традиционные уклады деятельности сосуществуют с инновационными Индустриализация породила тип школы, запрос на специалиста (человек индустриальный). Усложнение социальной, деловой среды формирует другие требования Неоднократная смена профессий (К 2025 человек будет менять профессию до 19 раз по оценкам компании City&Guilds, Великобритания) Профессиональные знания быстро устаревают (ежегодно в мировом хозяйстве умирает - более 500 профессий, возникает – более 600). В ряде отраслей инновационные циклы короче, чем время подготовки специалистов Массовая безработица. Экономический рост не решит эту проблему Переход от ориентации на авторитет другого (государства, лидера) к опоре на свои возможности Высокое напряжение интеллектуальных и психических сил человека, желающего быть успешным. Расширение возможностей человека Сфера образования Новые возможности Складывание мирового рынка квалификаций, услуг Более половины населения Земли в Интернете, получение образования и освоение профессий в виртуальной реальности Для большей части населения стерты языковые границы Способности ребенка можно увеличивать за счет генной модификации Контексты
Перспективные компетенции Компетенции. Черты образа - человек мобильный, готовый к смене вида деятельности, креативный. Образовательные технологии Развитие мыслительных способностей (системное мышление). Развивающее обучение (Красноярский край – один из лидеров) Интенсивные семинары Организационно-деятельностные игры Технологии развития взрослых Проектирование Требуются исследования и разработки Оргуправленческая компетенция (анализ, самоорганизация, организация продуктивной коммуникации, проектирование) Компетенция в предметной области Социальная компетенция (умение жить в обществе) Функциональная грамотность Общекультурная грамотность Личностный ресурс
Основания для выбора политики (вариантов стратегий) в сфере образования Варианты стратегии Совершенствование отдельных направлений, аспектов образования Встраивание в имеющиеся программы развития образования в мире Создание собственного проекта мирового образования с учетом всех практик работы с человеком (здоровье, среда проживания) и отечественных разработок в области мышления Капитализация имеющихся наработок образования РФ в прошлом и на их основе восстановление, развитие образовательных практик
Программирование как ключевая стратегия изменений в сфере образования РФ, края Выработка новых оснований образования: смена парадигмы с предметного образования на ориентационное (способность ориентации в мире), переход от получения знаний к приобретению способностей и освоению компетенций. Пакетный способ подготовки. Инновационная организация деятельности различных сфер. При этом развиваются инновационные навыки, осваивается оргуправленческая компетентность. Переорганизация учреждений сферы образования (например, обсуждается превращение крупных вузов в крупные инновационно-промышленные корпорации, в крае – интеграция учреждений СПО, НПО). Необходимы амбициозные игроки, выдвигающие амбициозные схемы реализации своих замыслов. Исторические примеры: план Маршалла, план ГОЭЛРО Условия для включенности различных профессиональных сообществ, активных групп в преобразования, развития инновационной активности.
Детализация Далее то, чего не было в презентации, поскольку была установка на подготовку сообщения на 10 мин.
Стереотипы в образовании Каждый успешный человек должен иметь высшее образование. До 88% граждан России считает высшее образование желательным для своих детей. В России одно из лучших образований в мире. Возможности получения образования в разных регионах одинаковы Профессиональное самоопределение должно происходить только в школе, профессия выбирается один раз и навсегда. Нужны знания только прикладные.
Требования к сфере образования, новым компетенциям ( в дополнение к контекстам). Информационные технологии и телекоммуникации делают каждый фрагмент знания общедоступным. Однако легкость доступа к информации не означает легкости получения необходимой информации. Возникает проблема не столько получения, сколько нахождения (навигации) в информационном море. Задача образовательных институтов смещается от поддержки процессов освоения знаний личностью к освоению методов ориентации в информационном пространстве. Это требование на разработку новых образовательных технологий. В основе системы образования лежит господствующая в обществе антропологическая парадигма. В советское время в качестве антропологической парадигмы был постулирован образ строителя коммунизма, Конец XX века ознаменовался поисками новой антропологической парадигмы. Трудно прогнозировать, какая парадигма заменит человека-специалиста, но есть опасность, что система образования начнет формировать людей по Образу всемирной паутины Интернет. Следствием этого процесса может стать полное обезличивание человека, его интеллектуальное унижение и деградация. Поэтому, несмотря на привлекательность и эффективность информационных технологий, необходимо повышать статус традиционных культурных ценностных систем. Чему учить? Образование опирается на передачу знаний, зачастую устаревших еще до того, как войти в учебные программы. Парадокс: должны учить детей жить в мире, которого не знаем сами, — в мире будущего. Этот парадокс возник исторически недавно — когда технологические и научные парадигмы стали меняться в течение одного поколения . Меньше удовлетворяет темпам жизни узкоспециальное образование: чем уже специалист, тем сложнее ему переучиваться, тем труднее ориентироваться в смежных областях знаний. А решение современных задач все больше требует системного подхода, умения видеть отдаленные последствия.
Заделы, обеспечивающие конкурентные преимущества РФ в области образовательных технологий Система развивающего обучения (экспортируется) Система развития , постановки изобретательского и инженерного мышления«ТРИЗ» Разработки в области в области гуманитарных технологий, основанных на СМД – подходе Разработки в области раннего развития детей
Примеры – прецеденты развития кретивности (за рубежом) Способы развития воображения и изобретательского мышления. Клуб юных инженеров «Розбери» в Англии проводит изобретательские конкурсы, имеет свои печатные издания. Патентное ведомство США разработало специальную программу PROJECT XL, призванную поддерживать развитие навыков изобретательского мышления на всех уровнях учебы; издается «Справочник ресурсов изобретательского мышления» для преподавателей. Руководители университета «Мэрдок» в Западной Австралии ввели экзамен по фантастике для будущих учителей… Со стадии экспериментирования - переход в статус основной линии развития образования. Американская компания «Белл Телефоун Систем» создала «Гуманитарный институт» для перспективных менеджеров — в качестве средства против узкой специализации .