Болонский процесс с точки зрения качества и эффективности высшего образования Сущенко Сергей Петрович [email protected]
Хроника Болонского процесса
Основной тезис Реальный эффект от Болонского процесса для российской высшей школы будет состоять не столько в выходе на международный рынок квалифицированной рабочей силы, сколько в возможности использовать международный опыт организации учебного процесса для повышения качества и эффективности подготовки специалистов, прежде всего для своей страны
Содержание Предпосылки Болонского процесса в России Цели и ограничения двух моделей высшего образования Логика советской модели высшего образования Логика рыночной модели высшего образования Кризис советской модели при переходе к рынку Болонский процесс с точки зрения организации учебной работы Место Болонских соглашений в рыночной модели Двухуровневые индивидуализированные учебные планы Асинхронная система обучения Накопительная кредитная система Расширенная шкала оценивания знаний Активизация самостоятельной работы студентов Эксперимент на факультете информатики ТГУ
1. Предпосылки Болонского процесса в России
Подготовка специалистов для планового народного хозяйства Подготовка специалистов для планового народного хозяйства Ограниченность бюджетных средств
2. Болонский процесс с точки зрения организации учебной работы
Двухуровневые учебные планы
Повышение эффективности за счет более тонкого учета запросов потребителя при фиксированных затратах Повышение эффективности за счет более тонкого учета запросов потребителя при фиксированных затратах Повышение успеваемости за счет активного отношения студента к учебному процессу, уменьшения числа неинтересных и бесполезных с его точки зрения дисциплин
Синхронная (групповая) система обучения
Асинхронная система обучения
Ликвидация понятий «академическая задолженность» и «неуспевающий студент». Каждый учится как может Ликвидация понятий «академическая задолженность» и «неуспевающий студент». Каждый учится как может Уменьшение отсева за счет учета материальных и иных обстоятельств обучающихся Нивелирование очной и других форм обучения
Накопительная кредитная система
Накопительная кредитная система
Облегчение учета содержания полученного образования при гибком учебном плане и асинхронной системе обучения Облегчение учета содержания полученного образования при гибком учебном плане и асинхронной системе обучения Содействие академической мобильности Возможность введения дифференцированной оплаты за образовательные услуги
Более дифференцированная оценка знаний Более дифференцированная оценка знаний Создание дополнительных стимулов для регулярной работы путем введения накопительных и рейтинговых систем оценивания Обеспечение возможности выдачи дипломов общеевропейского образца
Активизация самостоятельной работы студентов
Радикальное повышение эффективности образования за счет улучшения качества при неизменных затратах Радикальное повышение эффективности образования за счет улучшения качества при неизменных затратах Экономия непроизводительного труда преподавателей, удешевление образования Развитие дистантных и иных нестандартных форм обучения
3. Эксперимент на факультете информатики ТГУ
Правовая основа эксперимента
Правовая основа эксперимента
Направления эксперимента А. Введение двухуровневой системы образования Б. Введение элементов асинхронной системы обучения В. Внедрение кредитной системы Г. Расширенная шкала оценивания знаний Д. Активизация самостоятельной работы: модульный учебный график балльно-рейтинговая система электронные информационные ресурсы
А. Двухуровневая система на ФИнф
Кредитная система
Кредитная система
Кредитная система
Смешанная синхронно-асинхронная система
Расширенная традиционная шкала оценки знаний
Средний кредитный балл (СКБ)
Модульный учебный график
Балльно-рейтинговая система оценивания
Электронные информационные ресурсы
Сайт факультета информатики-лучший в России
Электронные информационные ресурсы
Электронные информационные ресурсы
Электронные информационные ресурсы
Выводы Болонский процесс – объективная историческая необходимость для российской высшей школы Болонский процесс можно понимать в узком и широком смысле, как творческую адаптацию международного опыта функционирования высшего образования в рыночных условиях Понимаемый в широком смысле, Болонский процесс благотворно повлияет на качество и эффективность учебного процесса в вузе Болонский процесс неизбежно приведет к изменению функций и структуры подразделений вуза. Усилится роль компьютерных систем Успех Болонского процесса невозможен без смены менталитета. Задача состоит в том, чтобы вместе с формальными элементами Болонского процесса перенести в нашу высшую школу дух самостоятельности, предприимчивости и состязательности, характерный для зарубехных вузов