ГИМНАСТИКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Для чего нужна артикуляционная гимнастика Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой неуспеваемости в школе. Чтобы малыш научился произносить сложные звуки([c],[з],[ш],[ж],[л],[р]), его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой, дети самостоятельно могут научиться говорить чисто и правильно. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнет заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены. Артикуляционная гимнастика также полезна для детей с правильным, но вялым звукопроизношением Занятия артикуляционной гимнастикой позволяет всем – и детям и взрослым – научиться говорить правильно, четко, красиво
Рекомендации к проведению упражнений Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребенку необходим зрительный контроль, а после того как малыш освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребенку наводящие вопросы, например: что делают губы? Где находится язычок? Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счет, но при этом следить за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно. Лучше заниматься 2 раза в день(утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребенка Занимаясь с детьми 3-4 летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения. У детей 4-5 лет движения должны быть все более четкими и плавными без подергиваний. В 6-7 лет дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений.
ЛЯГУШКИ Улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счета «пять»(затем до счета «десять»),вернуть губы в исходное положение. Повторить 3-4 раза. Подражаем мы лягушкам: Тянем губы прямо к ушкам. Вы сейчас тяните губки – Я увижу ваши зубки. Мы потянем – перестанем И нисколько не устанем.
СЛОН Сомкнутые губы вытянуть вперед и удерживать в таком положении до счета «пять»(потом до счета «десять»), вернуться в исходное положение. Буду подражать слону! Губы «хоботом» тяну. А теперь их отпускаю И на место возвращаю.
РАСЧЕСКА Улыбнуться, закусить язык зубами. «Протаскивать» язык между зубами вперед-назад, как бы причесывая его. С волосами я дружу, Их в порядок привожу. Благодарна мне прическа. А зовут меня расческа.
ЧАСИКИ Улыбнуться, открыть рот. Тянуться языком попеременно то к левому углу рта, то к правому. Повторить 5-10 раз. Тик-так, тик-так. Язычок качался так, Словно маятник часов. Ты в часы играть готов?
ФУТБОЛ Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щеку так, чтобы под щекой надувались мячики. Во дворе народ толпится. Там идет футбольный матч. И вратарь наш, Генка Спицын, Пропустить не должен мяч.
КАЧЕЛИ улыбнуться, открыть широко рот, на счёт «раз» - опустить кончик языка за нижние зубы, на счёт «два» - поднять язык за верхние зубы. Повторить 4-5 раз. Сели дети на качели И взлетели выше ели. Даже солнышка коснулись, А потом назад вернулись.
МЕСИМ ТЕСТО Улыбнуться, открыть рот, покусать язык зубами - та-та-та...; пошлёпать язык губами –пя-пя-пя...; закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием. Тесто мнем, мнем, мнем, Тесто жмем, жмем, жмем, После скалку мы возьмем, Тесто тонко раскатаем, Выпекать пирог поставим. Раз, два, три, четыре, пять – Не пора ли вынимать?
БЛИНЧИКИ Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать его неподвижно под счёт взрослого до пяти; потом до десяти. Испекли блинов немножко, Остудили на окошке. Есть их будем со сметаной, Пригласим к обеду маму.
ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ Улыбнуться, открыть рот, облизать языком верхнюю, а затем нижнюю губу по кругу. Выполнять в одну, а затем в другую сторону. Повторить 4-5 раз. Улыбнуться, открыть рот; не закрывая рот, облизывать языком верхнюю губу; нижней губой стараться язык не поддерживать. Повторить 4-5 раз. Блин мы ели с наслажденьем – Перепачкались вареньем. Чтоб варенье с губ убрать, Ротик нужно облизать.
ЧАШКА Улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его к носу. Стараться, чтобы бока язычка были загнуты в виде чашечки (чтобы чай не пролился). Стараться не поддерживать язык нижней губой. Удерживать язык в таком положении под счёт до пяти, потом до десяти. Повторить 3-4 раза. Вкусных мы блинов поели, Выпить чаю захотели. Язычок мы к носу тянем, Чашку с чаем представляем.
ЧИСТИМ ЗУБКИ Улыбнуться, открыть рот, кончиком языка сильно «почистить» за нижними зубами (влево - вправо) под счёт взрослого (7-8 раз). Затем поднять язычок вверх и почистить за верхними зубами (рот при этом широко открыт). Повторить 8-10 раз. Зубки нужно чистить дважды: Каждое утро и вечер каждый.
КИСКА СЕРДИТСЯ Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть за нижние зубы, «спинку» выгнуть, а бо ковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счёт до восьми, потом до десяти. Язык в положении «сердитая киска»; прижать его верхними зубами и «почесать» в направлении от корня языка к кончику. Повторить 5-6 раз. Выгляни в окошечко – Там увидишь кошечку. Кошка спинку выгнула, Зашипела, прыгнула… Рассердилась киска – Не подходите близко!
ИНДЮК Улыбнуться, открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх, двигать языком по верхней губе вперёд-назад, произнося: была-была-была... Я индюк «балды-балда». Разбегайтесь кто куда.
ПАРУС Улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка поднять и поставить на бугорки (альвеолы) за верхними зубами. Удерживать язык в таком поло жении под счёт до восьми; потом до десяти. Опустить язык и повторить упражнение 2-3 раза. Лодочка под парусом По реке плывет, На прогулку лодочка Малышей везет.
МАЛЯР Улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка проводить по нёбу от верхних зубов до горла и обратно. Выполнять медленно, под счёт до восьми. Я сегодня утром встал И поселок не узнал: Каждый столб и каждый дом Был покрашен маляром!
ГРИБ Улыбнуться, открыть рот, «приклеить» (присосать) язык к нёбу. Следить, чтобы при этом рот был широко открыт. Если не получается сразу «приклеить» язычок к нёбу, предложите ребёнку медлен но пощёлкать языком. Пусть малыш почувствует, как язычок «присасывается» к нёбу. Под березой, у дорожки Гриб растет на толстой ножке, Мимо мы пройти не сможем, Гриб в лукошко мы положим.
ДЯТЕЛ улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой «ударять» по бугоркам (альвеолам) за верхними зубами и произносить звуки: «д-д-д...». Выполнять 10-20 секунд сначала медленно, затем всё быстрее и быстрее. Следить, чтобы «работал» только кончик языка, а сам язык не прыгал. Дятел на стволе сидит, Клювом по нему стучит. Стук да стук, стук да стук – Раздается громкий звук.
КОМАРИК Улыбнуться, открыть широко рот, поднять язык вверх и упереть его в бугорки (альвеолы). Пытаться произнести «дзззз», но не отрывисто, а протяжно, в течение 10-15 секунд. Помнить, что комар злой, поэтому нажимать языком на бугорки энергично. Прилетает по ночам, Не дает заснуть он нам: Зло звенит, над ухом вьется, Только в руки не дается.
Благодаря артикуляционной гимнастике ребенок сможет обладать правильным произношением звуков, богатым словарным запасом, грамматически верной и хорошо развитой связной речью, что является одним из основных показателей готовности ребенка к школьному обучению!