Краеведение и история в программе развития школы
Целью краеведческого направления является: создать условия для духовно–ценностной ориентации ребёнка в окружающем мире, воспитывая его гражданское самосознание через ознакомление с историей, природой и культурой родного края.
Реализация данной цели осуществляется посредством решения следующих основных задач:образовательных формирование представлений о краеведении, как о предмете исторического и культурного развития общества; 2. приобретение знаний о природе родного края, о культуре, обычаях и традициях своего народа; 3. закрепление этих знаний на практике.
воспитательных 1.формирование уважительного, бережного отношения к историческому наследию своего края ,его истории, культуре, природе; 2. воспитание уважительного отношения к окружающим людям, усвоение общепринятых норм поведения в общественных местах, в кругу знакомых и близких 3. умение анализировать своё поведение и принимать правильное решение в различных жизненных ситуациях.
развивающих 1. способствование развитию психических процессов (воображение, память, мышление, речь и т.д2. развитие кругозора учащихся.
В ходе решения данных задач дети : знания, умения и навыки:развития моторики, координации движений, глазомера, точности -действий;пространственного представления;пространственного мышления;логического мышления;фантазии;наблюдательности;интереса к поиску решения;творческого воображения;творческих способностей;художественного вкуса.
Основной целью программы является - ознакомление школьников с историей, культурой и бытом татарского и русского народа. Для раскрытия цели были поставленные задачи:- Познакомить школьников с миром музея, с историей, культурой и бытом народов в прошлые годы.- Развивать интерес, любознательность к предметам старины.- Обогащать речь у детей образными выражениями малых форм фольклора. - Формировать уважение к историческому прошлому нашего народа. - Воспитать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки.
Ожидаемые результаты: дети должны знать: названия домашней утвари (миска, чугунок, самовар, горшок, ухват) уметь их называть, отличать татарские и русские национальные костюмы, знать потешки, словесные игры. дети должны знать: устройство старинной избы, убранство, орудия труда прошлого века, уметь их называть, труд хлебороба, труд вышивальщицы, пословицы, поговорки, словесные игры, татарские национальные праздники. дети должны знать: устройство и предназначение печи, орудия труда для сельскохозяйственных работ, домашнюю утварь и знать их названия, различать татарские и русские орнаменты, татарские национальные праздники. Уметь использовать в речи пословицы, поговорки, загадки, на русском и татарском языках, играть словесные игры.Должны владеть информацией по истории, культуре и быту человека прошлого века в соответствии со своим возрастом.
Кружок «Литературное наследие Сибири»Цели: воспитание любви к родному краю, обычаям, языку, культуре народов Сибири;2) формирование навыков аналитико-эстетического чтения произведений о Сибири;3) развитие литературно-творческих способностей учащихся, устной и письменной речи учащихся4)знакомство с фольклором и литературой родного края; формирование потребности в самостоятельном чтении художественных текстов.Ключевые компетентности:- воспитание любви к «малой» родине, родному краю;- сибирский характер, ментальность сибиряков;личностное сопричастие к родной природе, культуре своих предков;- понимание преемственности человеческого существования.
Формы организации занятий: уроки-беседы; очные и заочные экскурсии, литературные встречи, гостиные, литературные утренники, викторины, практикумы, уроки творчества.Круг изучаемых произведений:Русские писатели о Сибири.Творчество писателей-сибиряков.Творчество современных сибирских писателей.Произведения устного народного творчества.
Программа «Истоки» предполагает обучение учащихся основам краеведения и музейного дела в процессе создания и обеспечения деятельности школьного музея. Содержание программы составляют четыре модуля:«Наша школьная страна»;«История семьи – моя родословная »;«Родники народные»;«История семьи в истории войны: «Поклонимся великим тем годам»
Формы учебной работы: Поисковая и проектная деятельности Оформительская работа Просветительская деятельность
Ожидаемые результаты: объединение детей и подростков вокруг деятельности, полезной людям, городу, обществу;получение целостной картины по истории развития школы и ее традиций;воспитание у учащихся чувства гордости за свою школу, желание внести свою лепту в историю школы, оставить после себя след;расширение и углубление знаний учащихся о родном городе, его истории, его людях, событиях и фактах, а значит, воспитание любви к родному городу, развитие гражданских, патриотических качеств личности;обеспечение духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения;пополнение фондов школьного музея новыми материалами по истории Великой Отечественной Войны, города, школы;создание банка методических материалов для долгосрочной программы патриотического воспитания.