Воспитание культуры поведения младших школьников Сухман Наталья БорисовнаМОУ АСШ
Культура поведения Понятие «культура поведения» можно определить как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.
Компоненты культуры поведения Культура деятельностиКультура общенияКультурно-гигиенические навыки
Культура деятельности Воспитывать: умение содержать в порядке рабочее место, где ребенок занимается, трудиться; привычку доводить начатое дело до конца; бережно относиться к вещам, книгам и др.
Культура общения Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании; Приемы обращения с просьбой, вопросом; Умение просить извинения; Правила поведения в общественных местах; Правила поведения в гостях; Правила поведения при знакомстве; Умение спокойно, правильно реагировать, на замечания, не вступая в пререкания.
Культурно-гигиенические навыки и привычки Умываться;Чистить зубы;Причесываться;Делать утреннюю гимнастику;Содержать в чистоте свою одежду и др.
Методы диагностика культуры поведения Наблюдение;Беседы с родителями;Анкетирование родителей, детей;Рассказы-коллизи;Экспериментальные методики.
Рассказ-коллизия Костя выучил все уроки и собрался идти играть в футбол. В это время раздался звонок. К Косте пришел товарищ из его класса и попросил помочь решить задачу. Но на улице Костю ждали ребята. Что, по-вашему, сделал Костя?
Методы и приемы воспитания культуры поведения Пример педагога;Этические беседы;Речевые логические задачи;Задачи практического характера;Сюжетно-ролевые игры;Совместная деятельность детей.
Пример педагога
Речевые логические задачи Эффективный прием активизации умственной деятельности, в осознании нравственных норм.Материал речевых логических задач: литературные произведения; реальные события.
Сюжетно-ролевые игры В процессе игры легче усваиваются понятия, приобретаются навыки культурного поведения.Важно, чтобы дети сами устанавливали правила игры, соотнося их с реальностью жизни.Николаева О. С. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками.-М.:ВЛАДОС: 2001.
Знакомство с правовыми нормами и ответственностью за их несоблюдение. профилактика противоправного поведения детей