Цели обучения условно разделяют на три группы (триединая дидактическая цель): Цели обучения условно разделяют на три группы (триединая дидактическая цель): - образовательные (обучающие), - развивающие, - воспитательные.
Цель - это заранее запланированный конечный результат обучения, развития и воспитания учащихся. Цель - это заранее запланированный конечный результат обучения, развития и воспитания учащихся.
Образовательная цель (поставленная педагогами нашей школы) Познакомить со средствами поражения и их поражающими факторами Вспомнить все, что знаем…. Изучить новые элементы…. Знакомство с правилами поведения и формами общения в разных ситуациях Расширить представления детей (9 кл!) о ЗОЖ… Закрепить повелительное наклонение… Формировать нравственные качества… Формировать положительное отношение к развитию ума…
Развивающая цель (поставленная педагогами нашей школы) Обучать навыкам работы с картой, документами (7 кл!)… Формировать положительное отношение к здоровью… Развивать логическое мышление (Уланова В.И.) Развивать навыки чтения числовых промежутков (Бутанаева Л.П.) Развитие навыков групповой работы (Монгуш З.Д.)/
Воспитательная цель (поставленная педагогами нашей школы) Воспитывать любовь к прошлому своей Родины… Воспитание чувства ответственности за свою здоровье и ….(Хомушку М.К.) Воспитывать любовь и уважение к русскому языку (Куулар А.Г.)
Приступая к формулировке целей, учитель: изучает требования образовательного стандарта и программы; обращает внимание на требования к системе знаний и умений по данной теме как основе развития познавательной самодеятельности школьников; определяет приемы учебной работы, которыми важно овладеть школьнику; выделяет ценностные ориентиры, которые могут обеспечить личностную заинтересованность школьника в результатах обучения.
Обучающие (дидактические): передача учащимся определенной системы знаний, умений, навыков, необходимых для общего образования, для изучения других дисциплин и для практической деятельности в повседневной жизни; выработка у учащихся на материале учебного предмета способов учебно-познавательной деятельности (технологии обучения) и т.д.; проверка знаний по теме; обобщение изученного материала; проверка усвоения материала на основе творческих заданий; формирование умений применять полученные знания на практике; развитие познавательной активности, творческих способностей.
Определить основную дидактическую цель урока изучению нового материала (одна дидактическая цель: основное время урока будет отведено изучению нового материала); закреплению нового материала и ранее пройденного (одна дидактическая цель - закрепление); контрольный урок (одна дидактическая цель - контроль за полученными знаниями); две дидактические цели - повторение и обобщение: на повторительно-обобщающем уроке именно этому будет посвящено основное время урока; три дидактические цели - повторение, закрепление, сообщение нового материала - комбинированный урок.
В качестве развивающих целей используются следующие: развитие мышления, необходимого образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе; развитие элементов творческой деятельности как качеств мышления - интуиции, пространственного воображения, смекалки и т.д.; развитие мировоззрения; развитие навыков устной и письменной речи; развитие "умений учиться": использовать знания, умения и навыки в учебной деятельности; развитие памяти; развитие критического мышления, навыков групповой самоорганизации, умения вести диалог; развитие эстетических представлений и художественного вкуса учащихся; развитие логического мышления (на основе усвоения учащимися причинно-следственных связей, сравнительного анализа), способности четко формулировать свои мысли.
Конструирование системы воспитательных целей воспитание уважения к своей Родине; воспитывать активную жизненную позицию, честность, человеческую порядочность; воспитывать в учениках средствами урока уверенность в своих силах; воспитание гуманизма и любви к прекрасному; подвести учащихся к выводу о самоценности человеческих качеств.
В традиционном обучении приоритетную роль играют обучающие цели, в развивающем - развивающие мышление, в личностно-ориентированном - развивающие ценностно- смысловую сферу сознания личности. В традиционном обучении приоритетную роль играют обучающие цели, в развивающем - развивающие мышление, в личностно-ориентированном - развивающие ценностно- смысловую сферу сознания личности.
Учитель под целью урока иногда понимает цель для себя - что он хотел бы сделать на уроке. Но ведь он приходит на урок для того, чтобы научить чему-нибудь учеников, поэтому цель урока должна определять, чему ученики должны научиться на уроке. Учитель под целью урока иногда понимает цель для себя - что он хотел бы сделать на уроке. Но ведь он приходит на урок для того, чтобы научить чему-нибудь учеников, поэтому цель урока должна определять, чему ученики должны научиться на уроке.
Если учитель формулирует цель для себя, то ученики не понимают, для чего они изучают материал, и начинают спрашивать: "А по этой теме будет контрольная?" Если учитель формулирует цель для себя, то ученики не понимают, для чего они изучают материал, и начинают спрашивать: "А по этой теме будет контрольная?"
Учебная цель тесно связана с оцениванием. Проверочная работа должна определять уровень достижения целей учениками. Четко сформулировать цель - значит, облегчить подготовку к контрольной работе, быть готовым к составлению текста, ориентированного на комплекс учебных целей. Учебная цель тесно связана с оцениванием. Проверочная работа должна определять уровень достижения целей учениками. Четко сформулировать цель - значит, облегчить подготовку к контрольной работе, быть готовым к составлению текста, ориентированного на комплекс учебных целей.
Учебные цели - это не название темы урока, а четкое и ясное описание учебных целей учеников. Учебные цели - это не название темы урока, а четкое и ясное описание учебных целей учеников. Учебная цель тесно связана с оцениванием.
Каждый учитель должен уметь: Каждый учитель должен уметь: объяснять, что такое цель урока, уметь преобразовать общую цель урока в систему знаний и умений, которыми должен овладеть ученик на уроке; проводить опрос с позиций достижения целей учителем и учеником; объяснять, почему новый материал - часть целостной "картины мира".