Типы рыночных структур
Различные типы рынков характеризуются следующими показателями: Различные типы рынков характеризуются следующими показателями: число продавцов; входные барьеры; дифференциация продукции; участие фирм в контроле над ценами.
Факторы, определяющие входные барьеры: эффект масштаба (основной фактор); необходимость иметь права на результаты интеллектуальной деятельности; необходимость лицензирования деятельности; засилье административного ресурса и криминала; транспортные расходы (к источникам сырья и каналам сбыта).
Дифференциация продукции заключается в том, имеет ли товар какие-либо уникальные достоинства, представляющие интерес для фокус-группы или широкого круга потребителей. Дифференциация продукции заключается в том, имеет ли товар какие-либо уникальные достоинства, представляющие интерес для фокус-группы или широкого круга потребителей. С этой точки зрения товар находится в континууме: однородный товар (ширпотреб); фокусированная дифференциация товара; широкая дифференциация товара; уникальный товар.
Участие фирм в контроле над ценами заключается в широком диапазоне от полного контроля до его отсутствия (получатели цен). Возможны различные формы контроля: свободное ценообразование; сговор; лидерство в цене; стратегия дифференциации. Участие фирм в контроле над ценами заключается в широком диапазоне от полного контроля до его отсутствия (получатели цен). Возможны различные формы контроля: свободное ценообразование; сговор; лидерство в цене; стратегия дифференциации.
Совершенная конкуренция Основные особенности: действует множество малых фирм; все фирмы являются получателями цены, сложившейся в результате баланса спроса и предложения; на рынке продается однородный продукт; идеально информированы все участники (продавцы/покупатели); невысоки транспортные расходы.
Формирование спроса на рынке совершенной конкуренции На рынке совершенной конкуренции фирменная линия спроса является горизонтальной (бесконечно эластичный спрос, т.к. имеется много товаров-заменителей и потребители легко переключаются на них). Поэтому на данном типе рынка можно выбирать только выпуск, но не цену. Предельная выручка также не зависит от выпуска и равна рыночной цене. Поскольку спрос равен средней выручке, то соблюдается равенство D=AR=MR=P. Условие максимизации прибыли: предельные затраты равны предельной выручке MC=MR=P
Монополия На данном типе рынка фирма контролирует значительную его долю (не менее 40…50% при условии, что остальные фирмы имеют гораздо меньшую долю рынка) и может самостоятельно устанавливать цены. Монополия связана с высокими входными барьерами, главным из которых является эффект масштаба. Если фирма контролирует весь рынок (доля рынка 100%), то это – чистая монополия.
Естественная монополия возникает при условии того, что эффект масштаба (зависимость общих средних затрат от выпуска) и размеры рынка таковы, что на нем может эффективно функционировать только одна фирма (в силу условий производства только одна фирма может производить продукт с минимальными затратами). Естественная монополия возникает при условии того, что эффект масштаба (зависимость общих средних затрат от выпуска) и размеры рынка таковы, что на нем может эффективно функционировать только одна фирма (в силу условий производства только одна фирма может производить продукт с минимальными затратами).
Особенности формирования спроса на монополистическом рынке Спрос D можно интерпретировать как среднюю выручку AR (если все единицы продукции продаются по одной цене, эта цена является и средней выручкой). Предельная выручка MR всегда меньше AR, т.к. чтобы продать каждую дополнительную единицу продукции, приходится продавать каждую новую единицу по более низкой цене. Средние издержки АТС и предельные издержки MC чистого монополиста в широком диапазоне выпуска Q постоянны (следовательно, и равны между собой), т.к. в долгосрочном периоде он может варьировать все факторы производства и защищен от конкуренции.
Олигополия участников настолько мало (обычно от двух до восьми) и они столь значимы, что между ними приходится учитывать стратегическую взаимозависимость; участникам рынка трудно принимать корпоративные решения, т.к. надо предугадывать действия конкурентов; наличие сходной или слабо дифференцированной продукции.
Кривая спроса для олигополиста Ломанная кривая спроса для отдельного олигополиста формируется из двух линий спроса. Первая - основана на предположении, что другие фирмы не отреагируют на изменение цены. Вторая – построена на основании предположения, что другие фирмы отреагируют и последуют примеру инициатора изменения цены. Наклон второй кривой больше, чем первой, поскольку во втором случае объем продаж менее чувствителен к изменениям цены. Кривая спроса, помеченная символом D1, соответствует предположению об отсутствии реакций и потому является более пологой, чем кривая спроса D2, основанная на предположении о наличии реакций. Олигополист «находится» в точке, в которой эти кривые пересекаются, и перед ним открыты четыре возможности, соответствующие четырем лучам, исходящим из данной точки. Поскольку наиболее выгодные для олигополиста результаты маловероятны на практике, мы должны исключить верхний участок кривой спроса D2 и нижний участок кривой спроса D1, в результате чего получается ломаная линия спроса.
Монополистическая конкуренция Осуществляется тогда, когда много продавцов конкурируют, чтобы продать дифференцированный продукт на рынке, где возможно появление новых продавцов.
Для рынка с монополистической конкуренцией характерно следующее: Для рынка с монополистической конкуренцией характерно следующее: товар каждой фирмы, торгующей на рынке, является несовершенным заменителем товара, реализуемого другими фирмами; на рынке существует относительно большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую, но не микроскопическую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого фирмой и ее соперниками; продавцы на рынке не считаются с реакцией своих соперников, когда выбирают, какую установить цену на свои товары или когда выбирают ориентиры по объему годовых продаж; на рынке есть условия для свободного входа и выхода.
Формирование спроса на рынке монополистической конкуренции На рисунке показаны линии спроса и предложения на три их разновидности, условно названные: «элитный», «промежуточный» и «бюджетный» товар. С ростом цены на промежуточный товар в некоторый момент (выше точки А) она сблизится с ценой на элитный товар. Часть наиболее богатых потребителей промежуточного товара переключится на элитный, вследствие чего спрос на промежуточный товар сократится.
Сравнительная характеристика
Особые виды рынка монопсония – диктат одного потребителя (несколько производителей – один потребитель); двусторонняя монополия (один производитель – один потребитель). дуополия - частный случай олигополии (две доминирующие фирмы).
Задачи оптимизации, характерные для разных типов рынков совершенно-конкурентный рынок – оптимизация выпуска продукции; несовершенно-конкурентный рынок – оптимизация выпуска и цены в комплексе; на всех типах рынков – оптимизация структуры затрат.