Тольяттинский государственный университетЦентр повышения квалификации работников образования ИНПО Создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении. Автор проекта: Шуваткина Марина ВикторовнаУчитель физической культуры, МБУ СОШ № 70Тольятти 2012
Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничтоСократ.
Согласно статистике, с каждым годом количество часто болеющих детей растет, что приводит к появлению хронических заболеваний и к гиподинамии. Почему это стало проблемой? С каждым годом уменьшается количество здоровых детей. 50% имеют функциональные отклонения35-40% хронические заболеванияЗа период обучения в 5 раз возрастает частота нарушений органов зрения,в 3 раза –патология пищеварения и мочеполовой системы,в 5 раз – нарушение осанки,в 4 раза- нервно-психических расстройств. Почему ее следует решать? Потому что здоровье влияет на учебный процесс.Когда она становится проблемой? Когда возрастает количество часто болеющих детей, что приводит к снижению успеваемости.Чья это проблема? Учителя физической культуры, учащиеся начальной школы родители врач, повара, ,.Касается ли эта проблема других? Да: администрация школы. Кажется ли она им проблемой? Для администрации школы это проблема, потому что растет количество неуспевающих детей из- за частых пропусков по болезни. Захотят ли они участвовать в ее решении? Да, так как от успеваемости зависит рейтинг школы.Кто будет настолько обеспокоен проблемой, что захочет попытаться решить ее? Прежде всего родители, врач школы, учителя физической культуры.Кто будет сопротивляться решению проблемы? Дети с низкой физической активностью. Что случится, если мы не решим проблему? Если не решать эту проблему, то количество часто болеющих детей возрастет, а как следствие появятся хронические заболевания. Гиподинамия.
Цель: Создание условий для сохранения и укрепления здоровья для учащихся начальной школы, формирование ценностного отношения к здоровью
Здоровьесберегающая организация учебного процесса
Этапы выполнения проекта Подготовительный этап:анализ уровня заболеваемости, изучение новых форм и методов пропаганды ЗОЖ и их внедрение; разработка системы профилактических и воспитательных мероприятий. Мед. сестра школы: Медико-педагогическая экспертиза:- анализ основных характеристиксостояния здоровья детей в школе;- выявление учащихся специальноймедицинской группы;-ведение строгого учета детей погруппам здоровья. -формирование групп здоровья по показателям-оформление медицинских карт и листков здоровья в классных журналах.-анализ посещаемости и пропусков занятий по болезни.-медосмотр учащихся школы, определение уровня физического здоровья.Учителя физической культуры: Разработка системы учебной, кружковой, внеклассной и внешкольной работы по формированию здорового образа жизни учащихся.Анализ эффективности уроков физкультуры.Повара школы:Составление рационального режима питания в школе
Основной этап:внедрение новых форм и методов пропаганды ЗОЖ, выявление наиболее эффективных;систематическая учебная и воспитательная работа по пропаганде ЗОЖ;выполнение оздоровительных мероприятий. Учителя физической культуры: Проведение оздоровительных мероприятий (утренняя зарядка, подвижные перемены и т.д.)Классные руководители Организация просветительской работы с учащимися (лекторий, тематические классные часы и др.виды работ).Вовлечение родителей в работу по сохранению и укреплению здоровья детейОрганизация просветительской работы с родителями (лекторий).Администрация школы:Использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации учебной деятельности.Педагоги дополнительного образования: Пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки биологии, географии, химии, экологии, ОБЖ, физической культуры
Контрольно-обобщающий этап: сбор и анализ результатов выполнения программы;коррекции деятельности. Мед. сестра школы: Мониторинг состояния здоровья детей.Учителя физической культуры: Мониторинг физических качествПовара: Контроль за качеством питания и питьевым режимом Администрация школы: Отчет о результатах работы школы по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни.
Эмоциональные разрядки на уроке Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие.2-3 вида разрядки
Виды физкультминутокУпражнения для снятия общего или локального утомленияУпражнения для кистей рукГимнастика для глазГимнастика для слухаУпражнения, корректирующие осанкуДыхательная гимнастика
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: Создание максимально благоприятных условий для формирования здоровьесберегающей среды в ОУ, которые позволят обеспечить:-повышение успешности учащихся в образовательной деятельности;формирование у учащихся готовности к сохранению и укреплению здоровья; -снижение заболеваемости и функциональной напряженности учащихся; -повышение готовности педагогов к здоровьесозидающей деятельности;-усовершенствованную организацию здорового и рационального питания в ОУ;-повышение уровней валеологической грамотности и обеспечения безопасной жизнедеятельности обучающихся и их родителей; -осознанная потребность в здоровом образе жизни;-сбережение здоровья и формирование культуры здорового образа жизни у всех участников образовательного процесса;-улучшение физического и эмоционально-психологического состояния всех участников образовательного процесса; -расширение сети спортивных секций и видов физкультурно-оздоровительной работы;-рост спортивных достижений обучающихся;-повышение профессиональной компетенции педагогов и работников ОУ в сохранении и укреплении физического, нравственного, морального и социального здоровья обучающихся.
Критерии эффективности проекта: Для образовательного учреждения:количество официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, в которых принимает ОУ;доля учащихся, охваченных различными формами физкультурно-оздоровительной работы;численность учащихся занимающихся в спортивных секциях по месту жительства.Для учащихся:количество пропусков учебных занятий учащимися;количество уроков физической культуры, пропущенных учащимися по освобождениюдоля учащихся, участвующих в дополнительном образовании %;доля учащихся, занимающихся в физкультурных и спортивных секциях, кружках по отношению к общему их количеству, %.доля учащихся, получивших травмы, по отношению к общему их количеству, %количество (динамика) несчастных случаев в ОУДля педагогов: доля педагогов, повысивших квалификацию в области обеспечения здоровья и безопасности учащихся, по отношению к общему их количеству, %доля педагогов, владеющих здоровьесозидющими технологиями по отношению к общему их количеству, %;
Критерии здоровьесберегающих технологий:Почему и для чего? – однозначное и строгое определение целей обучения,Что? – отбор и структура содержания,Как? – оптимальная организация учебного процесса,С помощью чего? – методы, приемы и средства обучения, Кто? – реальный уровень квалификации учителя, Так ли это? – объективные методы оценки результатов обучения
ВОЗМОЖНЫЕ СЛОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ
Формируемые компетенцииКомпетенции социального взаимодействия: Лидерство (качества руководителя; готовность и способность к лидерству; интеграция, мотивация; делегирование; проведение мероприятий, презентация, целостность).Умение работать в команде.Способность учитывать точки зрения и интересы других.Организационные способности.
Системно-деятельностные компетенции: Способность к анализу и синтезу (аналитические способности; аналитическая компетенция).Решение проблем (способность применять знания на практике.Исследовательские навыки.
Компетенции самоорганизации и самоуправления: Уверенность в себе.Способность к рефлексии.Способность адаптироваться в изменяющихся обстоятельствах (мобильность).Самостоятельная работа (самостоятельность).Способность брать на себя ответственность.Способность работать концентрированно и дисциплинированно.Способность целенаправленно организовать свою работу индивидуально или в команде.Инициативность.
Ценностно-смысловые и политико-правовые компетенции: Способность переносить полученные знания в социальную реальность.Духовная организация человека.
Компетенции самостоятельной познавательной деятельности: Владение методами познания (освоение методов научно-исследовательской работы, знание научных методов).Способность распознавать трудности и проблемы в знаниях и устранять (решать) их.Способность перерабатывать растущую массу информации и владение информационными технологиями; навыки управления информацией; умение находить и анализировать информацию из различных источников).Навыки работы с компьютером.Способность учиться.
Желаем успехов!!!