Школа будущего первоклассника(организация ее деятельности) «Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений» (В.А. Сухомлинский)
Психология дошкольного и младшего школьного возраста: доверчивое подчинение авторитету взрослого, его требованиям, оценкам, подражание внешним манерам поведения, рассуждениям;преобладание образных форм познания окружающего мира (образная память, образное мышление и т.д.);анатомические и физиологические особенности;приоритетное место в жизни младших школьников, наряду с учебной деятельностью продолжает занимать игра;необходимость успешности любой деятельности;снижение интереса, отрицательное отношение к ней, если она не дает желаемого результата.
Задача школы Одна из наиболее актуальных проблем в современном образовании – преемственность между дошкольным и школьным образованием В МОУ «СОШ №32»:опираясь на общее между этими возрастными этапами развития ребенка, сохранять, обогащать и развивать тот потенциал, который закладывается в дошкольном периодевыявление детей 5-6-летнего возраста для организации работы «Школы будущего первоклассника»работа по программе сотрудничества с детским садом
Программа развития и сотрудничества «Преемственность образовательно-воспитательного процесса» 1. Обеспечить преемственность между дошкольным и начальным образованием через координацию деятельности педагогических коллективов МОУ «СОШ № 32» и МДОУ «Д/С»№ 36 по подготовке детей к обучению в 1-ом классе2. Создание максимально комфортных и социально-психологических условий, позволяющих будущим первоклассникам успешно функционировать и развиваться в новой педагогической среде (школьной системе отношений), способствующей формированию социально-адаптированной личности.
Основная цель «Школы будущих первоклассников»: пробуждение живой мысли ребенка, интереса и желания познавать, умение получать и анализировать информацию
Задачи «Школы будущего первоклассника»: Создание атмосферы психологической комфортности.Увеличение объема внимания и памяти.Развитие любознательности и стремление к расширению знаний.Развитие коммуникативных умений, произвольности поведения, доброжелательности, умения взаимодействовать со сверстниками и педагогом.Развитие инициативности, самостоятельности, активности. Формирование отдельных приемов учебно – познавательной деятельности. Педагогические кадры: -учителя, которые будут работать в первых классах, -учитель ИЗО -учитель музыки-логопед -психолог, -хореограф.
Организация учебных занятий возрастные физиологические возможности детейпостепенность подачи материала (от простого к сложному)чередование видов деятельности и своевременное переключение с одного вида на другойналичие динамических пауз между занятиями и частями занятийгигиенические требования к помещению и материалам
Развитие дошкольника полноценная игратворческая предметно – практическая деятельностьопыт музыкальных, художественно – изобразительных впечатлений и живого общения с окружающим миром.
Интересные и занимательные занятия
Методические приемы - начало занятий должно быть необычным; - на занятии должен царить «дух открытий» (ничего не сообщать детям в готовом виде) - держать паузу, не мешая включению мыслительных процессов у детей; - не оставлять без внимания ни одного ответа детей; - помнить о развитии речи во всех видах деятельности; - поддерживать ощущение успешности.
Развитие моторики у детей дошкольного возраста. Занятие «Развиваем пальчики».-рисование -моделирование -штриховка.-лепка -работа с бумагой-оригами-аппликация-составление из частей «Танграмма»
Эмоциональная сфера и навыки общения будущего первоклассника Вялость, медлительность, заторможенность, скованность, неуверенность, тревожность, пассивность, неспособность к волевому напряжению.Импульсивность, расторможенность, повышенная агрессивность, высокая двигательная активность, неуравновешенность, чрезмерная возбудимость.Работоспособность.Усидчивость, чувство ответственности.Ослабленность, утомляемостьВысокая истощаемость ребенка.Недисциплинированность
Логопед-обследование звукопроизношения, слоговой структуры слова-пальчиковая гимнастика для развития моторики-артикуляционная гимнастика для четкого произношения звуков и развития речедвигательного аппаратаПсихолог -диагностическое исследование психолого-педагогических аспектов-диагностика личностных качеств
«Школа будущего первоклассника» позволяет определить готовность дошкольника к обучению в начальной школе, увидеть «слабые звенья» в развитии детей и спрогнозировать возможные школьные трудности.
Лекторий для родителей: -готовность родителей к обучению детей-произвольность поведения-социальные и познавательные побуждения школьной жизни-развитие тонкой моторики-развитие речи-развитие фонематического слуха-развитие памяти-развитие внимания-развитие мышления-готов ли ребенок к школе?