Семинар в ДОУ: Современные формы сотрудничества ДОУ и семьи. Внутрисемейная ситуация развития. Ст.воспитатель О.Н.Стрельникова
Алгоритм деятельности детского сада в установлении партнерских взаимоотношений с семьей Информационно-аналитический этап Содержательно-практический этап: очная форма очно-заочная форма Контрольно-оценочный этап
«Человек рождается не для того, чтобы бесследно исчезнуть никому не известной пылинкой… Человек оставляет себя, прежде всего, в человеке. В этом высшее счастье и смысл жизни. Если ты хочешь остаться в сердце человеческом, - воспитай своих детей» В.А.Сухомлинский
Закон РФ “Об образовании”: статья 18 пункт 1 “Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте”
Цель деятельности: донести до семьи то, что ребенок воспитывается и формируется в обществе и деятельности. Долг и обязанность: систематически и активно распространять педагогические знания, помогая родителям в воспитании детей, пропагандировать лучший опыт семейного воспитания, развивать преемственные связи между общественным и семейным воспитанием. Главные задачи: создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями, установление доверительных и партнерских взаимоотношений с родителями своих воспитанников
ФОРМЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ Родительские собрания - одна из основных форм работы с семьей, где обсуждаются проблемы жизни группы; это совместный поиск решений, взаимный обмен мнениями и идеями (семинар-практикум, круглый стол, конференция, тематическая дискуссия, вечер вопросов и ответов, и т.п.) Беседы и консультации - плановые и внеплановые, индивидуальные и групповые. Телефон Доверия - игровая форма работы с семьей. Посещение семей. Наглядная агитация. Досуги (КВН и викторины, совместные спектакли, праздники, концерты, соревнования, конкурсы и др.).
ФОРМЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ Родительский комитет - это опора педагога для привлечения родителей и детей к организации групповых (коллективных) дел, решению проблем жизни группы (коллектива), а при умелом взаимодействии - успешное решение общих задач по воспитанию, работе с неблагополучными семьями и т.д. Педагогические советы. Выпуск газеты - одна из современных, интересных форм сотрудничества. Просмотры видеофильмов, и их обсуждение с семьей – новая форма взаимодействия. Родительские клубы. Творческие мастерские.
ФОРМЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ Фотовыставки на различные темы («А у нас в группе…», «Чем живет группа» и т.п.). Выставки совместно изготовленных детско-родительских работ. Дни открытых дверей. Показ открытых занятий с детьми, в том числе и при участии родителей. Экскурсии и походы. Оформление групп к смотрам-конкурсам предметно-развивающей среды. Благоустройство ДОУ и территории.
Ежедневно взрослые ходят на работу – Кто недавно, а кто много лет. И каждый день у всех одни заботы – Свободных дней у нас почти что нет. А рядом подрастают наши дети, Бегут в детсадик, школу, институт. И ох, как трудно нам порой заметить, Какими же они у нас растут. Прислушайтесь к их разговорам, люди, Они вершат над нами строгий суд. Ведь в играх детских, спорах, ох как часто, Проблемы очень взрослые встают.
ТИПЫ СЕМЕЙ «НОРМАЛЬНАЯ СЕМЬЯ» - обеспечивает требуемый минимум благосостояния, социальной защиты и продвижения ее членами, создает потребные условия для социализации детей до достижения ими психологической и физиологической зрелости. С точки зрения М.Мид и общечеловеческого различия типов семей : «НОРМАЛЬНАЯ СЕМЬЯ», где ответственность за нее как целое несет отец. Остальные типы семей, где это правило не выполняется, - «АНОМАЛЬНЫЕ». По мнению В.М.Целуйко: «ИДЕАЛЬНАЯ семья – РЕАЛЬНАЯ семья», «НОРМАЛЬНАЯ семья – АНОМАЛЬНАЯ семья»
ТИПЫ СЕМЕЙ Современные психологические исследования направлены на изучение взаимосвязи «мать – ребенок». Выделены три независимых направления: типы отношений матери и ребенка в полной семье; роль материнской депривации – матери нет или она не заботится о ребенке; отношения матери и ребенка в неполной семье.
«Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. Если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность».
ВЫВОДЫ Отношения ДОУ и семьи должны основываться на тесном сотрудничестве и взаимодействии при условиях открытости детского сада: внутрь (вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада) наружу (сотрудничество ДОУ с расположенными на его территории социальными институтами: общеобразовательными, музыкальными, спортивными школами, библиотеками и т.д.). Семья и ДОУ имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности воспитательных функций является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагогов, что особенно необходимо при подготовке детей к школе.
Методические пособия Практическое пособие для методистов, воспитателей и родителей автора Глебовой С.В. «Детский сад – семья: аспекты взаимодействия». Пособие Бачиной О.В., Самородовой Л.Н. «Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи». Это пособие из библиотечки журнала «Логопед». Журналы «Справочник старшего воспитателя» №9 за 2009г. С.61-68; №11 за 2009г. С.71 – 73. Журнал «Управление ДОУ» №4 за 2006г.С.76 – 89. Журнал «Воспитатель ДОУ» №10 за 2009г. - С.77 – 80, 92 – 97. Журнал «Дошкольное воспитание» №10 за 2009г. С.96 - 112.
Примерная формула взаимодействия двух социальных институтов детства… БЛАГОПОЛУЧНЫЕ ДЕТИ = учет актуальных потребностей родителей + активная родительская позиция + эффективные формы сотрудничества ДОУ и семьи
«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». В.А.Сухомлинский