Павел Михайлович Третьяков (1832 – 1898 г. г.) - потомственный купец и владелец льняной мануфактуры в Костроме. "Капитал же сто пятьдесят тысяч р. серебром я завещаю на устройство в Москве художественного музея или общественной картинной галереи…Картины будут принадлежать всему народу».
Первое произведение, приобретенное П. М. Третьяковым в 1956 году была картина, которая отличалась глубиной жизненной силы. Кто автор этой картины? художника Николая Шильдера «Искушение
Автопортрет, 1882 г. Портрет поэта А. С. Пушкина, 1827 г. Портрет Д. Н. Хвостовой, 1814 г. Перед вами картины русского живописца и рисовальщика, представителя романтизма. Содержание портретов этого художника — духовность, сложная внутренняя жизнь человека, творческая индивидуальность. 1.А.П.Брюллов 2.В.А.Тропинин 3.О.А.Кипренский
Посещая антикварные магазины, П. М. Третьяков скупал картины художников предшествующих эпох. Таким образом, составилась превосходная коллекция полотен мастеров XVIII века. Автопортрет, 1848 г. Всадница, 1839 г. Портрет Марии Аркадьевны Бек с дочерью. 1.А.П.Брюллов 2.В.А.Тропинин 3.О.А.Кипренский
Неравный брак. 1862г. Реалистическое направление живописи второй половины XIX века поднимало "больные вопросы" общества, которые волновали и Третьякова. Не случайно в собрании появились картины "Неравный брак«, "Воспитанница" Н.В. Неврева, "Княжна Тараканова" К.Д. Флавицкого. 1.И.Е.Репин 2.А.К.Саврасов 3.В.В.Пукирев 4.В.А.Серов
В последний год жизни М.П. Третьякова Галерея пополнилась пейзажами этого художника. Весна – большая вода Март Над вечным покоем Осень в Сокольниках
В конце 1890-х годов, почти перед кончиной, П.М.Третьяков приобретает древние иконы XV – XVII веков, заложив основу редкостного по богатству собрания древнерусской живописи – гордости галереи. Архангел Михаил Апостол Павел
Спас в силах Святой митрополит Алексий, с житием, конец XV в. Дионисий (около 1440 – около 1505 г.г.)
Русское портретное искусство XVIII - XIX веков Портрет М.И. Лопухиной Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме Кружевница 1.Ф.С.Рокотов 2.В.А.Тропинин 3.Л.Боровиковский 4.П.А.Аргунов
Картины русского живописца и графика, передвижника. В эпических образах («Рожь», 1878; «Утро в сосновом лесу», 1889) раскрыл красоту, мощь и богатство русской природы (преимущественно лесной). Мастер литографии и офорта. Дождь в дубовом лесу Полдень. В окрестностях Москвы Рожь Цветы на опушке леса
Художник стремился передать наиболее выразительные по освещению состояния природы и достигал почти полной оптической иллюзии освещения («Украинская ночь», 1876; «Березовая роща», 1879; «После грозы», 1879; «Ночь на Днепре», 1880). Для получения в своих пейзажах панорамных эффектов мастер применял различные композиционные приемы, например высокий горизонт. Его картины, прежде всего «Ночь на Днепре», произвели неизгладимое впечатление на современников, особенно на художников, и принесли Куинджи широкую известность. Березовая роща Днепр утром 1.В.Д.Поленов 2.А.К.Саврасов 3.А.И.Куинджи 4.К.А.Васильев 5.И.К.Айвазовский
Русский живописец-маринист. В романтических полотнах («Девятый вал», 1850; «Черное море», 1881) изображал море, мужество людей, борющихся со стихией, морские сражения. Черное море Вид Леандровой башни в Константинополе Лунная ночь на Босфоре 1.В.Д.Поленов 2.А.К.Саврасов 3.А.И.Куинджи 4.К.А.Васильев И.К.Айвазовский
Картины этого художника волнуют зрителя, рождают у него новые мысли и чувства. Перед ним проходит огромная книга русской жизни, перелистывая ее страницы, зритель наглядно знакомится с историей русского народа, рассказанной мастером живописи мощным языком искусства. Иван Грозный и сын его Иван Крестный ход в Курской губернии Портрет композитора М.П.Мусоргского 1.В.В.Верещагин 2.В.И.Суриков 3.А.П.Лосенко 4.И.Е.Репин 5.А.Н.Бенуа 6. В.М.Васнецов
Последним крупным приобретением Павла Михайловича Третьякова были "Богатыри". Они сразу были помещены в зал, где и находятся по сей день. 1.В.В.Верещагин 2.В.И.Суриков 3.А.П.Лосенко 4.И.Е.Репин 5.А.Н.Бенуа 6. В.М.Васнецов
3 июня 1918 года Третьяковская галерея была объявлена "государственной собственностью Российской Федеративной Советской Республики". С этого момента музей стал называться Государственная Третьяковская галерея. Директором был назначен один из художников. При его активном участии в том же 1918 году был создан Государственный музейный фонд. Мартовский снег И.Э. Грабарь 1.И.И.Левитан 2.В.И.Суриков 3.И.Э.Грабарь 4.А.К.Саврасов 5. М.А.Врубель
Застройка внутренних двориков дала возможность создать новые залы для картин. Самый большой из них был специально спроектирован для огромного декоративного панно «Принцесса Греза» Царевна – Лебедь Принцесса Греза 1.И.И.Левитан 2.В.И.Суриков 3.И.Э.Грабарь 4.А.К.Саврасов 5. М.А.Врубель
Натюрморты XX века Утро Ананасы и бананы Сирень П. В. Кузнецов И. И. Машков П.П.Кончаловский. 1.П.П.Кончаловский 2.В. Кузнецов 3.И.И.Машков
В 1925 году галерее были переданы на хранение произведения русской живописи из Московского Публичного и Румянцевского музеев. Это были коллекции известных собирателей – М.М. Львовой, А.П. Бахрушина, С.А. Щербатова и К.Т. Солдатенкова. Только через семь лет Галерея обрела из того же источника «Явление Христа народу» вместе с этюдами и эскизами. Тогда-то для этой картины и был построен специальный зал. 1.В.Д.Поленов 2.А.К.Саврасов 3.А.А.Иванов 4.А.И.Куинджи 5.К.А.Васильев 6.И.К.Айвазовский «В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» (Исаия, 40, 3).