Работа с текстом как один из путей повышения лингвистической, литературоведческой и коммуникативной компетенции учащихся Городской семинар-практикум для учителей русского языка и литературы МОУ СОШ № 2 г. Серпухов 14 февраля 2012 года
Концептуальные позиции филологического образования русский язык и литература – основные школьные дисциплины, способствующие социализации нового поколения; формирование речевой личности, способной быть активным членом общества; потребность овладения в условиях профильной школы навыками работы с информацией; практическая реализация личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся; формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, литературоведческой, культурологической компетенций.
Образец текста для написания свободного диктанта Язык – это продукт общественной деятельности, это отличительная особенность общества. А зачем нужен язык? Для чего человеку нужна членораздельная речь? Во-первых, для того, чтобы люди могли обмениваться мыслями при всякого рода совместной деятельности, то есть он нужен как средство общения. Во-вторых, язык нужен для того, чтобы закрепить и сохранить коллективный опыт человечества, достижения общественной практики. Когда вы учитесь в школе, вы усваиваете достижения общественного опыта по учебникам, где необходимые сведения изложены в языковой форме. Наконец, язык нужен для того, чтобы человек мог с его помощью выразить свои мысли, чувства, переживания. Например, в стихах человек передает самые сокровенные мысли и чувства. И это все благодаря языку. (А.А. Леонтьев) Прослушайте текст, определите его жанр и стиль. На какой основной вопрос дается ответ в содержании текста? Озаглавьте текст. Постарайтесь коротко дать ответ на вопрос, содержащийся в тексте.
Прочитайте пары предложений, определите, какое обозначает причину названного в них явления, а какое – следствие. Запишите их в следующем порядке: сначала – причина, затем – следствие. При написании предложений избегайте повтора одинаковых слов, заменяйте их другими, близкими по смыслу. Около этого р..стения (не) бывает инея. Кипрей выделяет т..плоту. Берёза в тундре (не) может выр..сти большой. В тундре суровая з..ма. Кактусы р..стут в сухом и жарком климате. Кактусы долгое время могут обх..диться без в..ды.
Возможные задания для ситуативных упражнений Вы экскурсовод, ведете экскурсию для младших классов. Старайтесь описать картину ярко, образно и доступно. Ваша задача – вызвать заинтересованный отклик у зрителей и слушателей. Вы учитель русского языка. Ваш ученик, к сожалению, допускает речевые ошибки. Исправьте их. Вы редактор. Проверьте рукопись, предназначенную к печати. Вы корреспондент. Расскажите о случившемся, напишите заметку в газету .
Коммуникативно-речевые упражнения Прочитайте пословицы русского народа о языке и речи. Какие из них, на ваш взгляд, характеризуют язык и речь с эстетической стороны? Язык не стрела, но пуще стрелы разит. Красную речь хорошо и слушать. Коротко и ясно, оттого и прекрасно. Красное дерево редко, красное слово метко.
Дидактические игры «Диктор». Прочитайте текст орфоэпически правильно. 2. «Редактор». Исправьте речевые ошибки. 3. «Переводчик». Замени иноязычное слово русским. 4. «Перевертыши». Замените в словосочетании главное слово так, чтобы получилась метафора. 5. «Лингвист». Исследуйте текст.
Спасибо за внимание!