Психология больших социальных групп
План:Психология больших социальных групп.Методы изучения больших социальных групп.Психология нации.Психология социальных классов.Стихийные группы и массовые движения.5.1. Толпа.5.2. Масса.5.3. Публика.6. Социальное движение.
1. В больших группах существует специфический регулятор поведения, которого нет в малых группах – нравы, обычаи, традиции, которые дают важную характеристику образа жизни.
Структура группы:психологический склад (национальный характер, нравы, обычаи, традиции, вкусы);эмоциональная сфера (потребности, настроения, интересы).
2. Методы изучения больших соц.групп:методы этнографии (анализ продуктов культуры разных народов, религии);методы социологии (различные приемы статисти-ческого анализа);приемы языкознания (анализ знаковых систем);методы изучения художественной литературы, журналистики;современные сравнительные, межкультурные исследовательские методы социальных представлений.
3. Психология нации:Этнос (нация) – социальная общность, исторически сложившаяся на определенной территории, осознающая свое этническое единство и обладающая относительно стабильными особенностями культуры, в том числе общим языком.
Существуют две исторические формы этнической общности людей – племя и нация. Отличие нации от племени: объединяет людей, характеризуется социальным неравенством;возникновением государства, четких границ расселе-ния, наличием публичной власти и других атрибутов государства, распространением культуры, традиций и обычаев, внедрением государственного языка;формированием и развитием национальной гордос-ти, проявлением национализма и шовинизма.
Нация – высший этап развития этнической общности, который соответствует определенной экономической формации. Национальная психика – составная часть общественного сознания, его важнейшего компонента. Структура национальной психологии – совокупность национально-психических явлений, составляющих ее содержание, включающая системообразующие и динамические компоненты.
К системообразующим относятся:национальное самосознание; национальный характер;национальные интересы, ориентации;национальные чувства и настроения;традиции и привычки.
Динамические компоненты:мотивационные особенностиинтеллектуально-познавательные особенности, эмоционально-волевые особенностикоммуникативно-поведенческие особенностинационально-психологические особенности.
4. Психология социальных классовКлассы в социальной психологии – большие организованные группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда и по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.
Структура психологии классов:верхний (политическая, экономическая элита;верхний средний (собственники, менеджеры крупных предприятий);средний (мелкие предприниматели, менеджеры, администраторы соц.сферы, среднее звено аппарата управления, работники силовых ведомств и частных предприятий); базовый (массовая интеллигенция, работники массовых профессий в сфере экономики); низший (неквалифицированные работники гос.предприятий, пенсионеры; социальное дно.
5.1. Толпа – изначально неорганизованное скопление людей, не имеющее общей осознанной цели или утрачиваемая ей и находящаяся в состоянии эмоционального возбуждения.
Виды толпы:пассивная – любопытствующая (эмоциональ-ный фон слабо выражен, проявляется лишь в заражении любопытством).активная – эмоциональный фон отчетливо выражен. агрессивная (доминируют эмоции – гнева); паническая (главная эмоция – страх); стяжательная (продовольственные программы);демонстрирующая (показать себя).
Закон единства толпы (Лебон):происходит уравнение всех, сведение людей к одному уровню психических проявлений, возникает однородность людей. Люди руководствуются лишь бессознательно – инстинктами, сознательная часть перестает функционировать;толпа интеллектуально ниже индивидов ее состав-ляющих, она склонна к быстрым переносам внимания;человек в толпе способен совершать более агрессив-ные действия, чем в обычной жизнедеятельности, т.к. существующие проблемы ответственности, которые размываются в толпе;отличается повышенной импульсивностью и эмоциональностью.
Три основных механизма с помощью которых проявляются эти свойства:анонимность;2. заражение – бессознательная, невольная подвер-женность индивида определенным психическим состояниям. Особой ситуацией, где усиливается воздействие через заражение, является ситуация паники (возникает в массе людей как определенное эмоциональное состояние, являющееся след-ствием, либо дефицита, либо избытка информации). 3. внушение – целенаправленное неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу.
Три основных механизма с помощью которых проявляются эти свойства:анонимность;2. заражение – бессознательная, невольная подвер-женность индивида определенным психическим состояниям. Особой ситуацией, где усиливается воздействие через заражение, является ситуация паники (возникает в массе людей как определенное эмоциональное состояние, являющееся след-ствием, либо дефицита, либо избытка информации). 3. внушение – целенаправленное неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу.
5.3. Публика – кратковременное собрание людей для совместного времяпровождения в связи с каким-то зрелищем (зрительный зал, стадион). В более замкнутых помещениях, публику часто именуют аудиторией. Публика всегда собирается ради общей и определенной цели, есть нормы поведения, требующие от этого зрелища, но достаточно инцидента и публика может стать неуправляемой.
6. Социальное движение – достаточно организованное единство людей, ставящих определенную цель, связанную с каким-либо изменением социальной действительности.
Социальные движения обладают разным уровнем:широкие движения с глобальными целями (борьба за мир, за разоружение, против ядерных испытаний);локальные движения, которые ограничены либо территорией, либо определенной соц.группой (за равноправие женщин, за права сексуальных меньшинств);движения с сугубо прагматическими целями в очень ограниченном регионе (за смещениекого-либо из членов администрации).
Основные черты:движения подготавливает определенное общественное мнение;целью имеет изменение ситуации;формируются программы движения;отдается отчет об использовании средств, которые могут быть использованы для достижения целей;используют различные проявления массового поведения (демонстрации, манифестации, съезды, митинга и пр.).Успех движения зависит во многом от прочности позиции лидера и его авторитета.
Сбор и анализ данных об обращениях к людям с целью их убеждения (о телевизионных роликах) Посмотрите телевизионные передачи и запишите содержание рекламы на предлагаемом бланке. Укажите, какой продукт рекламируется (мыло, пиво, автомобили и т.п.). Затем опишите основное лицо (лица), которое рекламирует товар (пол, возраст, статус и т.д.). Проанализируйте, к какому типу относится убеждающее обращение, используемое в рекламном ролике.Преобладал ли какой-нибудь тип убеждающих обращений, и если да, то какой?Заметили ли вы какие-либо закономерности в структуре рекламных обращений? Например, изменялось ли содержание обращений в зависимости от того, кто занимался убеждением зрителей – мужчина или женщина, кто был аудиторией-мишенью – дети или взрослые?Какие убеждающие обращения, на ваш взгляд, наиболее эффективны и почему?