Технология общения Владение технологией общения помогает педагогу организовывать правильное поведение в конкретной ситуации.
Инициативность - важнейшая коммуникативная задача педагога Виды инициативности:Педагог открыто выступает как инициатор общения;Он выступает как скрытый инициатор деятельности, причем в этом случае у школьников создается впечатление, что инициаторами этой деятельности являются они сами.
Внешний вид педагога Мускульная мобилизированность. Выражается в общей собранности внимания, в направлении взгляда, в глазах, в дыхании и в общей подтянутости мускулатуры тела;Пантомимика- это движение тела, рук, ног. Она помогает выделить главное, рисует образ;Жест педагога должен быть ограниченным и сдержанным, без резких взмахов и острых углов;Мимика- искусство выражать свои мысли, чувства, настроения, состояния движением мускулов лица
Техника речи Дети особенно чутки к речевым данным педагога. Неправильное произношение каких-либо звуков вызывает у них смех, монотонная речь вызывает скуку.
Что надо учитывать педагогу при общении Дыхание. Когда учителю приходится говорить длительное время, нетренированное дыхание дает о себе знать: может участиться пульс, покраснеть лицо, появиться одышка;Голос. Прежде всего это сила звука. Сила зависит от активности работы органов речевого аппарата;Дикция- ясность и четкость в произношении слов, слогов, звуков;Ритмика. Скорость в целом и длительность звучания отдельных слов
Средства повышения коммуникативности педагога Владеть «чтением по лицу» (социальной перцепцией);Понимать личность ученика, его психическое состояние;«Подавать себя» в общении с учащимися;Оптимально строить свою речь в психологическом плане, те умения речевого общения, речевого и неречевого контакта с учащимися.
Рекомендации учителям в повышении коммуникативности Нужно сознавать, что школа-часть общества;Учитель не должен открыто демонстрировать педагогическую позицию;Адекватная оценка собственной личности;Педагогически целесообразные отношения строятся на взаимоуважение;Педагогу необходимо позаботиться о благоприятной самопрезентации;Развитие наблюдательности, педагогического воображения;Быть щедрым на похвалу;