Личностные качества социального работника
Стиль поведения социального работника, обусловленный совокупностью личностных качеств, его ценностными ориентациями и интересами, оказывает решающее воздействие на систему, которую он формирует.
Качества социального работника в его профессиональной деятельности: гуманистическая направленность личности, личная и социальная ответственность, обострённое чувство добра и справедливости, чувство собственного достоинства, уважение достоинства другого человека,терпимость, вежливость, порядочность, эмпатичность, готовность понять других и придти к ним на помощь, эмоциональная устойчивость, личная адекватность по самооценке, уровню притязаний и социально адаптивности.
Личностные качества социального работника можно разделить психофизиологические качества личности, от которых зависят особенности к данному виду деятельности психолого-педагогические качества, от которых зависит эффект личного обоняния. психологические качества, характеризующие социального работника как личность
Качества первой группы, которые отражают психические процессы -восприятие, -память, -воображение, -мышление, -Психические состояния: усталость, апатия, стресс, тревожность, депрессия. -Внимание как состояние сознания, эмоциональные и волевые проявления: -сдержанность, -настойчивость, -последовательность, -импульсивность
Ко второй группе качеств относятся такие качества, как самоконтроль,самокритичность, самооценка своих поступков, а также стресса устойчивые качества – физическая тренированность, самовнушаемость, умение управлять своими эмоциями.
К третьей группе относятся: коммуникабельность, эмпатичность,аттрактивность, красноречие и другие.
Комплекс навыков и умений, необходимых для применения знаний педагогики и психологии в работе с людьми Основной навык социального работника Интервьюирование стандартизированное интервью – когда исследуемому задаются заранее намеченные по определённой программе вопросы и ответы обычно фиксируются на специальной картеили таблице и т.д. нестандартизированное интервью – когда исследуемому задаются вопросы произвольной формы, всесторонне охватывающие проблему какого–либо исследования.
навык самообладания Самообладание не столько качество личности, сколько процесс управления своим поведением в экстремальной ситуации. С учётом того, что социальному работнику приходится бывать именно в таких ситуациях, то ему просто необходимо развивать в себе способность к самообладанию.
Искусство социального работника проявляется в том, чтобы не выставлять на первый план свою воспитательную функцию, а действовать советом, добрыми пожеланиями, личным участием в решении проблем клиента.