Бюджетное учреждение «Дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития детей № 12 «Буратино» муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры городской округ город Радужный Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста
ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ПАТОЛОГИИ ДЕТСКОЙ РЕЧИ Различная внутриутробная патология. Наиболее грубые дефекты возникают при нарушении развития плода от 4 недель до 4 месяцев. Возникновению речевой патологии способствуют токсикоз при беременности, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору и др.Родовая травма и асфиксия (недостаточность кислородного снабжения мозга вследствие дыхания) во время родов, которые приводят к внутренним кровоизлияниям.Различные заболевания в первые годы жизни ребёнка.Травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга.Наследственные факторы.Неблагоприятные социально – бытовые условия.
СВОЕВРЕМЕННОСТЬ ПОЯВЛЕНИЯ В РЕЧИ РЕБЁНКА РАЗЛИЧНЫХ ЗВУКОВ
Условия формирования у детей навыков правильного звукопроизношения Благоприятная речевая средаХорошо поставленное речевое дыханиеРазвитие артикуляционной моторикиРазвитие мелкой моторики
Работа над речевым дыханием От него зависит правильность произношения некоторых звуковПомогает лучшему звучанию голосаУстановлению плавности речиПереходу от одной тональности к другой и т.д.
Артикуляционные упражнения - упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения.
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой: Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям и взрослым - научиться говорить правильно, чётко и красиво.
Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой? Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того как он немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу)?Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.Занимаясь с детьми 3-4-летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения. К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний. В 6-7-летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений.Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду.
Развитие мелкой моторики Мелкая моторика – движения и действия кистями и пальцами.Тренировка тонкой (мелкой) моторики пальцев рук оказывает положительное влияние на развитие активной речи ребенка. Это необходимо использовать в работе с детьми.
Игры, развивающие мелкую моторику: Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий -шершавый»; «Найди такой же на ощупь»; «Чудесный мешочек» (ребенокопускает руку в мешочек со знакомыми предметами или игрушками и наощупь определяет, что это); «Горячее — холодное»; «Мокрое — сухое».Игры с водой и песком.Игры с нанизыванием: «Собери бусы», «Собери пирамидку», «Хоровод зверей», «Сушим одежду»; Игры с пластилином.Игры с бумагой: «Снежинки» (1-й вариант — нарвать бумагу намелкие кусочки; 2-й вариант — скатать шарики из бумаги); «Складывание из бумаги».Фольклорные пальчиковые игры: «Сорока-ворона», «Ладушки»,«Этот пальчик...», «Расскажи стихи руками».Игры на выкладывание: «Составление целого из частей» - разрезные картинки (2—4 части), кубики, мозаика.