Подготовка к ЕГЭпо обществознанию Познание.Духовная сфера.
Часть А
1. Процесс постижения человеком законов развития природы, общества, самого себя отражён в понятии: ВоспитаниеОбучениеПознаниеИскусство
2. Эстетическое знание, в отличие от иных видов человеческого знания, основано на: Выдвижении научных гипотез и подтверждении их выводами.Обобщении данных, полученных экспериментальным путём.Накоплении и обобщении жизненного опыта.Отображении мира в художественных образах.
3. Особенностью социального познания, в отличие от познания природы, является: Совпадение познающего субъекта с познаваемым объектом.Отсутствие объекта познания.Наличие субъектно-объектного контакта.Стремление приобрести истинные знания.
4. Верны ли следующие суждения?А. Познавательная деятельность нацелена на получение достоверного знания.Б. Знание о мире, соответствующее познаваемым объектам, признаётся в качестве истины. Верно только А.Верно только Б.Верны оба суждения.Оба суждения неверны.
5. Примером какого вида знания служит следующее утверждение:«Что делать мне, чтобы быть счастливым?» Этого я не знаю, но говорю тебе: будь счастлив и тогда делай то, к чему у тебя есть охота»? ТеоретическогоАстрологическогоЖитейскогоМифологического
6. Знание о том, что масса веществ до их вступления в химическую реакцию равна массе веществ после реакции, было получено путём:Научного экспериментаПредположения (выдвижения гипотезы)Теоретического анализаБожественного откровения
7. Поведенческие особенности людей, развитие личностных качеств, проблемы и сложности межличностного взаимодействия изучает: ЭтикаЭстетикаПсихологияЛогика
8. Укажите верное высказывание: Истинные знания – те, которые разделяются большинством людей.В процессе познания приобретаются как истинные, так и ложные знания, заблуждения.Истинны только те знания, которые соответствуют моральным нормам.Знания, полученные в результате экспериментов, истинны по определению.
9. Верны ли следующие суждения?А. Единственный подлинный источник знания – непосредственные ощущения.Б. Не все истинные знания можно ощущать и наблюдать, к примеру, выводы Лобачевского о пространственной геометрии. Верно только А.Верно только Б.Верны оба суждения.Оба суждения неверны.
10. Для массовой культуры характерно: Стремление к извлечению коммерческой выгоды.Анонимность большинства произведений.Необходимость специальных знаний для восприятия.Сохранение в виде традиции, передающейся из поколения в поколение.
11. Студенческие анекдоты, байки, притчи представляют собой произведения культуры: МассовойЭлитарнойНароднойЭкранной
12. Верны ли следующие суждения?К национальным религиям, распространённым в отдельных странах, среди представителей определённых этносов, относится:А. Синтоизм.Б. ХристианствоВерно только А.Верно только Б.Верны оба суждения.Оба суждения неверны.
13. П. увлекается народными промыслами, занимается резьбой по дереву. Резные работы П. приобретены для своих коллекций многими музеями страны. К какой области относится деятельность П.? НаукаИскусствоРелигияМораль
14. Верны ли следующие суждения об искусстве?А. Искусство представляет собой специфическую форму познания мира человеком.Б. Искусство отражает представление человека о прекрасном и безобразном. Верно только А.Верно только Б.Верны оба суждения.Оба суждения неверны.
15. Верны ли следующие суждения?А. Образование служит для передачи опыта жизни от одних поколений людей к другим.Б. В основе образования лежат культурные традиции, система ценностей и норм, способов деятельности, накопленные людьми. Верно только А.Верно только Б.Верны оба суждения.Оба суждения неверны.
16. Продукты элитарной культуры: Обладают свойствами товара и рассчитаны на массового потребителя.Создаются по заказу образованной элиты для узкого круга ценителей.Передаются в виде традиции из поколения в поколение.
17. В развитии современного образования проявляется тенденция гуманитаризации, её суть: Внимание к новым информационным технологиям обучения.Возрастание роли учебных предметов, основу которых составляют знания об обществе и человеке.Учёт при выборе методик обучения индивидуальных способностей каждого ученика.Возможность начать предпрофессиональную подготовку в рамках профильного обучения.
Ответы 310) 1411) 3112) 1313) 2314) 31315) 3216) 2217) 2
Часть В
1. Запишите слово, пропущенное в схеме.
2. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «мораль». Найдите и укажите термин, «выпадающий» из общего ряда.Социальная норма, справедливость, государственное принуждение, добро и зло, общественное мнение, совесть и долг, нравственные ценности.
3. Установите соответствие между формами культуры и иллюстрирующими их примерами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.ПРИМЕРЫ ФОРМЫ КУЛЬТУРЫА) бестселлер1. НароднаяБ) компьютерная игра2. МассоваяВ) анекдоты3. ЭлитарнаяГ) концерт классической музыки4. ЭкраннаяД) праздник урожаяЕ) эпические сказания
4. Найдите в приведённом перечне характерные черты, отличающие науку от искусства.Отражает мир в образах.Предполагает строгую систему доказательств.Оказывает эмоциональное воздействие.Выдвигаются гипотезы.Анализируются и обобщаются отдельные факты.
5. Прочитайте приведённый ниже текст и определите, какие положения текста носят:Фактический характер.Характер оценочных суждений.(1) Современная наука участвует в процессе социального управления. (2) Как представляется, сегодня ни один из общественных процессов не должен обходиться без проведения научных исследований и рекомендаций учёных. (3) Сложность современного общества и его противоречивость вынуждает учёных изучать и просчитывать каждый шаг, каждое решение. (4) Иное поведение, бесспорно, способно привести к катастрофическим и разрушительным последствиям.
6. Прочитайте приведённый текст, вставьте пропущенные слова.Особенностью человека, отличающей его от всех иных живых существ, является способность мыслить, создавать в своём мозгу ____(А) окружающего нас мира. Мы познаём этот мир, устанавливаем связи между предметами и явлениями, и через это познание учимся жить, ориентироваться во времени и пространстве. Некоторые учёные даже говорят о любознательности, ____(Б) как о врождённых потребностях человека.В науке под познанием понимается особая ___ (В), в результате которой люди приобретают знания о различных объектах.Познание представляет собой ____ (Г) творческой деятельности человека, направлены на формирование его знания о мире, на основе которого возникают образы, идеи и мотивы дальнейшего поведения. В процессе познания действительность воспроизводится в сознании людей.Познанием называют, как правило, только процесс поиска ____ (Д), а его результат именуют знанием. Знание – получивший подтверждение и обоснование ______ (Е) познания действительности, верное её отражение в мышлении человека.
7. Учёный-орнитолог изучает траекторию полёта перелётных птиц. Он проводит окольцовывания птиц, изучает места их гнездований, наблюдает и фиксирует поведение птиц после перелёта, систему питания.Найдите в приведённом перечне эмпирические научные методы, используемые учёным в его исследовании.1. Проведение экспериментов.2. Выдвижение гипотезы.3. Осуществление наблюдений.4. Приведение теоретических обоснований.5. Составление описаний.
8. Запишите слово, пропущенное в таблице.1. Потребность.
9. Запишите слово, пропущенное в схеме.
Ответы Эмпирические«государственное принуждение»2413112451212735426135РелигияКультура