Пути повышения профессионального мастерства учителя в свете современных требований развития образования Портфолио как инструмент педагогического роста учителя
«Новый» тип учителя – творчески думающий,владеющий современными технологиями образования,приёмами психолого-педагогической диагностики,способами самостоятельного конструирования педагогического процесса,умением анализировать свою профессиональную деятельность,прогнозировать её конечный результат.
Технология «портфолио учителя» Позволяет перейти к более объективной системе оценивания успешности педагога.Ориентирует педагога на процесс самооценивания (рефлексии).Даёт возможность педагогу предложить свой положительный опыт для ознакомления и внедрения в педагогическую практику.Способствует педагогическому росту учителя.
Положение о портфолио учителя (педагогического работника) Разработано на основе: «Концепции модернизации общего образования»,«Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы», Правил проведения конкурса на получение денежного поощрения лучших учителей (приказ Министерства образования и науки РФ от 10.05.2006 №102), «Окружной Программы развития образования ХМАО-Югры на 2008-2010 годы», Процедуры проведения конкурса на получение денежного поощрения лучших учителей (приказ Департамента образования и науки ХМАО-Югры от 16.04.2008 №342) с целью повышения качества образования и уровня компетентности и профессионализма педагогических работников
ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ - это индивидуальная папка, в которой фиксируются, накапливаются и оцениваются личные профессиональные достижения учителя (педагогического работника) в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития его учеников, вклад педагога в развитие образования за определённый период времени (за последние 3 года).
Задачи ведения портфолио выявление уровня профессионализма учителя (педагогического работника) школы;объективная оценка деятельности учителя (педагогического работника) школы всеми категориями участников образовательного процесса: администрацией школы, педагогическим коллективом, учащимися и их родителями (законными представителями);обобщение и систематизация передового педагогического опыта;рефлексия учителем (педагогическим работником) собственной педагогической деятельности;определение направлений и путей профессионального роста и развития учителя (педагогического работника) школы;общественное признание достижений учителя (педагогического работника) школы.
Содержание портфолио Титульный лист портфолио содержит полное название образовательного учреждения, в котором работает учитель, заголовок «Портфолио (фамилия, имя, отчество в родительном падеже) учителя (преподаваемый предмет)», фотографию произвольных размеров и характера, город, год.Оглавление портфолио включает полный перечень материалов, сгруппированных по разделам. Каждый раздел портфолио сопровождается комментарием (аналитической запиской) по направлению работы учителя (педагогического работника), отражённому в разделе.
Содержание портфолио Раздел I. Общие сведения об учителеРаздел II. Нормативно-правовые и организационные документы по учебному предмету или направлению работыРаздел III. Результаты педагогической деятельности учителяРаздел IV. Научно-методическая деятельность учителяРаздел V. Внеурочная деятельность учителя по предмету или направлению работы
Содержание портфолио Раздел VI. Результаты деятельности учителя в качестве классного руководителя Раздел VII. Общественная деятельность учителяРаздел VIII. Учебно-материальная база организации образовательного процессаРаздел IX. Отзывы о качестве педагогической деятельности учителяРаздел X. Факты, достойные упоминания
Требования к оформлению портфолио систематичность и регулярность самомониторинга;объективность;аналитичность, нацеленность автора на повышение уровня профессионализма и достижение более высоких результатов;структуризация материалов портфолио;логичность изложения;лаконичность всех письменных пояснений;аккуратность и эстетичность оформления;целостность, эстетическая завершённость представленных материалов;наглядность.
Требования к оформлению портфолио портфолио учителя (педагогического работника) школы оформляется в кольцевой папке-накопителе с файлами;каждый отдельный материал, включённый в портфолио, датируется;нумерация файлов производится в правом нижнем углу файла.
Каждый лист материалов портфолио должен иметь: - размеры полей, установленные государственным стандартом (в мм):не менее 30 – левое, 15 – правое, 20 – верхнее, 20 – нижнее; - шрифт текста Times New Roman; - размер шрифта – 14; - расстояние межстрочных интервалов – одинарное; - красная строка начинается на расстоянии – 12,5.
Анализ портфолио и исчисление итоговой оценки личных профессиональных достижений учителя (педагогического работника) школы в образовательной деятельности работа экспертных групп (протокол)утверждение итоговой оценки портфолио педагогических работников педсоветом (протокол)Сертификат профессиональных достижений педагогического работника за учебный год