Об итогах апробации и готовности системы общего образования Республики Марий Эл к введению комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 2012 году ШВЕЦОВА Галина Николаевна министр образования и науки Республики Марий Эл, д.п.н., профессор Заседание межведомственного координационного совета
Партнерство Министерства образования и науки Республики Марий Эл с конфессиями 2001 Заключен договор о сотрудничестве с Йошкар-Олинской епархией Русской Православной церкви 2004 Разработана первая Концепция духовно- нравственного воспитания детей и молодежи Республики Марий Эл Введение комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» 2011
В эксперименте участвуют 5996 (96,6%) учащихся 4-х классов 572 (11%) педагога из 259 образовательных учреждений Республики Марий Эл 1136 (19%) 82 (1%) Основы православной культуры Основы светской этики Основы мировых религий Основы исламской культуры A A Обеспечение обучающихся методическими комплектами (учебник, электронное приложение по выбранному модулю) 2514 (42%) 2264 (38%)
Результаты проведенного анкетирования среди обучающихся Исследование проводилось ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования»
Динамика интереса младших школьников к изучению курса Исследование проводилось ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования»
Результаты проведенного анкетирования среди родителей Февраль 2011 года 60% родителей считали, что с введением курса ОРКСЭ нагрузка детей увеличится 25% родителей думали, что данный курс это введение в религию 48% родителей были против деления классов на группы Май 2011 года 75% родителей выполняют учебные проекты совместно с детьми 92% родителей отметили повышенный интерес детей к истории семьи
Компоненты готовности региональной образовательной системы Мотивационно- потребностный Содержательно- технологический Оценочный Штатный режим с 1 сентября 2012 года Апробация курса Креативный
Мотивационно- потребностный компонент ЗАЧЕМ? РАДИ ЧЕГО? ПОЧЕМУ? Компоненты готовности региональной образовательной системы Анкетный опрос: «Межнациональные и межконфессиональные отношения в Республике Марий Эл» 37% - на территории Республики Марий Эл созданы условия для удовлетворения религиозных и культурных потребностей населения 50,4% - включение в школьную программу курса ОРКСЭ актуально 40% - курс ОРКСЭ способствует формированию мотивации школьников к познавательной деятельности
Компоненты готовности региональной образовательной системы Содержательно- технологический компонент Разрабатывается дистанционный курс «Формирование осознанного нравственного поведения через апробацию курса ОРКСЭ» Сетевое педагогическое сообщество (форумы, дистанционные конкурсы, методическая копилка) http://edu.mari.ru/mio/ Адаптивная, многовекторная, модульная система повышения квалификации Методическое и консультационное сопровождение учителей (489)
Входное анкетирование учителей для выявления степени их готовности к ведению нового школьного предмета Компоненты готовности региональной образовательной системы Оценочный компонент Дата проведения анкетного опроса – октябрь 2010 г. имеют представление о курсе ОРКСЭ 74% 22% пока не знакомы с содержанием ОРКСЭ хорошо знакомы с содержанием ОРКСЭ 4%4% Исследование проводилось ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования»
Компоненты региональной образовательной системы Креативный компонент Становление самопознания личности на основе культурных традиций
Исламоведение Духовно-нравственная культура народов России Родники души Духовные ценности России Основы православной культуры Истоки Факультативные и элективные курсы Капельки души Дополнительные курсы 8 тыс. детей
Творческий подход учительства республики к выбору форм, методов и технологий проведения уроков по ОРКСЭ 4 Соответствие содержания исторической, культурной и политической ситуации в стране и регионе 1 Сотрудничество с конфессиями 2 Наличие мотивации родителей и педагогов к изучению данного курса 3 Готовность системы образования Республики Марий Эл к реализации курса ОРКСЭ в штатном режиме
Предложения по развитию курса 1. Продолжить преподавать курс на ступенях основного и среднего образования 2. Адаптировать лексику учебников к возрасту обучающихся 3. Издать рабочие тетради ко всем учебным модулям 4. Рассмотреть возможность реализации вариативного модуля курса ОРКСЭ 5. Оценку достижений обучающихся вести по системе зачет/незачет
Спасибо за внимание! ШВЕЦОВА Галина Николаевна министр образования и науки Республики Марий Эл, д.п.н., профессор