Структура и основное содержание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Культурологический принцип Курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 4-5 классов представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Основыкультурологического подхода: направлен на формирование культурологической компетентности учащихся;отсутствие позиции катехизации (индоктринации);отсутствие доминирующих позиций какой-либо традиции перед другими;воспитательный характер;минимизация конфликтных факторов;направлен на формирование поликультурной компетентности
Курс «Основы религиозных культур и светской этики» включает в себя модули: Основы православной культуры;Основы исламской культуры;Основы буддийской культуры;Основы иудейской культуры;Основы мировых религиозных культур;Основы светской этики.
СТРУКТУРА КУРСА «ОРК и СЭ»4 класс, четвертая четверть (17 часов)Блок 1 (общий для всех модулей). Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов) 5 класс, первая четверть (17 часов)Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов)Блок 4 (общий для всех модулей). Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)
Тематическое планирование модуля «Основы исламской культуры» Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и обществаРоссия - наша Родина.1.Основы исламской культуры 28Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия1Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности.Жизнеописание.1Пророк Мухаммад – проповедническая миссия1Прекрасные качества Пророка Мухаммада.1Священный Коран и Сунна как источники нравственности1Общие принципы ислама и исламской этики.1Столпы ислама и исламской этики.1Исполнение мусульманами своих обязанностей.1Обязанности мусульман.4Для чего построена и как устроена мечеть.1Мусульманское летоисчисление и календарь.1Творческие работы учащихся.1Подведение итогов.1
Ислам в России.1Семья в исламе.1Нравственные основы семьи в исламе.1Нравственные ценности ислама: сотворение добра, отношение к старшим.1Нравственные ценности ислама: дружба, гостеприимство.1Нравственные ценности ислама: любовь к отечеству, миролюбие.1Забота о здоровье в культуре ислама.1Ценность образования и польза учения в исламе.2Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения.2Искусство ислама.1Духовные традиции многонационального народа России 5Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.1Подготовка творческих проектов.1Выступление учащихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д.1Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д.1Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.).1Всего 34
Тематическое планирование курса «Основы буддистской культуры»Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и обществаРоссия - наша Родина.1II.Основы буддийской культуры28Ведение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия.1Будда и его Учение.2Буддийский священный канон.2Буддийская картина мира.2Добро и зло.1Ненасилие и доброта.1Любовь к человеку и ценность жизни.1Милосердие и сострадание.1Отношение к природе.1Буддийские святые. Будды.1Семья в буддийской культуре и ее ценности.1Творческие работы учащихся.1Подведение итогов.1Буддизм в России.1Основы буддийского Учения и этики.1Человек в буддийской картине мира.2Буддийские символы.1
Буддийский храм.1Буддийские святыни.1Буддийский календарь.1Праздники в буддийской культуре.1Искусство в буддийской культуре.1Священные буддийские сооружения.1Отношение к природе.III.Духовные традиции многонационального народа России5Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.1Подготовка творческих проектов.1Выступление учащихся со своими творческими работами: 1Выступление учащихся со своими творческими работами 1Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.)1Всего 34
Тематическое планирование курса «Основы иудейской культуры»Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и обществаРоссия - наша Родина.1II.Основы иудейской культуры28Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия.1Тора – главная книга иудаизма. Сущность Торы. «Золотое правило Гилеля».1Письменная и Устная Тора. Классические тексты иудаизма.1Патриархи еврейского народа.1Евреи в Египте: от Йосефа до Моше.1Исход из Египта. 1Получение Торы на горе Синай.1Пророки и праведники в иудейской культуре.1Пророки и праведники в иудейской культуре.1Храм в жизни иудеев.1Назначение синагоги и её устройство.1Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Субботний ритуал.1Молитвы и благословения в иудаизме.1Добро и зло.1Творческие работы учащихся.1Подведение итогов.1Иудаизм в России.1
Основные принципы иудаизма.2Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь.1Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев.1Совершеннолетие в иудаизме. Ответственное принятие заповедей.1Еврейский дом – еврейский мир: знакомство с историй и традицией.1Знакомство с еврейским календарем: его устройство и особенности.1Еврейские праздники: их история и традиции.2Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Праматери еврейского народа.1Ценности семейной жизни в иудейской традиции.III. Духовные традиции многонационального народа России 5Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.1Подготовка творческих проектов.1Выступление учащихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д.1Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д.1Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.)1Всего 34
Тематическое планирование курса «Светская этика»Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и обществаРоссия - наша Родина.1II.Основы светской этики28Что такое светская этика?1Мораль и культура1Особенности морали1Добро и зло1Добро и зло1Добродетели и пороки1Добродетели и пороки1Свобода и моральный выбор человека1Свобода и ответственность4Моральный долг1Справедливость1Альтруизм и эгоизм1Дружба1Что значит быть моральным?1Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества1
Нравственный поступок1Золотое правило нравственности1Стыд, вина и извинение1Честь и достоинство1Совесть1Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы2Джентльмен и леди2Этикет1III. Духовные традиции многонационального народа России 5Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.1Подготовка творческих проектов.1Выступление учащихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д.1Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д.1Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.).1Всего 34
Духовные традиции многонационального народа России 5Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.1Подготовка творческих проектов.1Выступление учащихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д.1Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д.1Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.).1