Министерство образования Ставропольского края Апробация комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» в 2009-2011 годах в Ставропольском крае 16 декабря 2009 года.
Итоги совещания у Президента РФ По итогам встречи с лидерами религиозных организаций, состоявшейся 21 июля 2009 г Президент РФ дал поручение Правительству РФ от 2 августа 2009 г. № Пр-2009. 29 октября 2009 г. распоряжением Правительства РФ № 1578-р был утвержден план мероприятий по апробации в 2009-2011 годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», разработанный Минобрнауки России и согласованный в установленном порядке с заинтересованными министерствами и субъектами РФ.
Распоряжение Правительства РФ от 29.X.09 № 1578-р Утвердить прилагаемые: 1. план мероприятий по апробации в 2009-2011 годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений "Основы религиозных культур и светской этики", включающего основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур основы светской этики;2. перечень субъектов Российской Федерации, участвующих в 2010-2011 годах в апробации комплексного учебного курса.
Основные характеристики курса 1. Курс «Основы религиозных культур и светской этики» включает 6 составляющих (модулей): основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики. 2. Курс рассчитан на две школьные четверти: IV четверть 4 класса и I четверть 5 класса 2 уч./ч. в неделю 3. Курс объединяют единые цели и задачи, что позволяет разработать единую методическую основу курса. Специалистами прорабатываются межпредметные связи со всеми школьными предметами.
Основа для разработки учебных пособий - Концепции предметной области «Духовно-нравственная культура России» - Указания Президента РФ Д.А.Медведева, сформулированных им в выступлении по поводу введения курса по основам религиозных культур и светской этики в средней школе от 21 июня 2009 г.
Структура учебных пособий Все пособия состоят из двух частей: - первая часть- 8 тематических разворотов, - вторая часть - 9 тематических разворотов
Структура учебных пособий Все учебные пособия по всем шести модулям курса имеют примерно одинаковую структуру, отражающую важнейшие основания религиозных культур и светской этики, связанные с духовно-нравственным воспитанием.
Первая часть, первый раздел «Моя Родина - Российская Федерация» открывается единым вступительным текстом, который объясняет значение курса и утверждает необходимость социального сплочения всех граждан страны независимо от их религиозных или философских убеждений на основе взаимного уважения и диалога.
Второй, третий, четвертый разделы Второй - рассказывает о том, какое место в культуре занимает религия (или мораль – модуль 6)Третий - о возникновении религий (морали) Четвертый – посвящен священным книгам (нравственным поучениям в фольклоре народов России)
Пятый, шестой, седьмой, восьмой разделы пятый - гуманистическому золотому правилу нравственности, существующему во всех религиях и отраженному в священных книгах (в шестом модуле раскрывается светское содержание этого правила) шестой и седьмой разделы первой части рассказывают о важнейших категориях религиозных и светских этических теорий - о добре и зле, а также о некоторых добродетелях, восьмой - посвящен семейным ценностям.
Вторая часть Открывается разделом, повествующим о религиозных вероучениях и связанных с ними нравственных заповедях (в модуле 6 рассказывается о моральных нормах и обязательствах).
Вторая часть - второй раздел - о религиозных обрядах в соответствующих религиозных культурах,третий – о праздниках их месте в соответствующих религиозных культурах,четвертый -антропологическая проблематика
Вторая часть - пятый - долг, добродетель, свобода и ответственность,шестой – учение и труд,седьмой и восьмой – посвящены религиозному искусству и священным сооружениям (светская этика –памятники прошлого, сохранение культурного наследия)девятый- отношение к природе в религиозных культурах и светской экологической этике
Работа с родителями - организовать собрания с родителями учащихся 4-х классов (17-18 декабря)ознакомить с предложенным материалом по комплексному курсу,собрать заявления от родителей (законных представителей) о выборе одного из шести модулей.
Выступление Патриарха 11 ноября 2009 г. в РАО Мы прошли через очень болезненную дискуссию в обществе, в течение пятнадцати лет не двигаясь с мертвой точки, и вот сейчас предлагается первый шаг. Но ведь страшилки до сих пор запускают: что это взорвет межрелигиозный и межнациональный мир, что педагогов и денег у нас нет — весь этот набор аргументов общеизвестен. Я почти уверен, что будут и «возмущенные письма трудящихся», и многое другое. Поэтому надо начать — спокойно, тихо, с любовью, с уважением друг к другу… Церковь меньше всего хотела бы, чтобы внедрение этих дисциплин вызывало напряжение в обществе. Поэтому давайте начнем с того, что сейчас мудро предлагает министерство образования.