Основы мировых религиозных культур учебный курс Подготовила Кудрявцева В.А.учитель начальных классовМОУ СОШ пос. МИС
В законе Российской Федерации «Об образовании», в президентской образовательной инициативе «Наша школа»,в стандартах нового поколения в качестве важнейшейприоритетной задачи образования обозначена задача формирования целостной картины мира и целостного духовного опыта подрастающих поколений, воспитаниедуховно-нравственной личности.
В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», отмечается, что духовно-нравственное развитие и воспитание граждан России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа различных религиозных конфессий. Толерантность — социологический термин, обозначающий терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.
В Федеральный государственный образовательный Стандарт начального общего образования введена новая предметная область – «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Основы православной культурыОсновы светской этикиОсновы мировых религиозных культурОсновы исламской культурыОсновы буддийской культурыОсновы иудейской культуры «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики: Основы мировых религиозных культур. 4 класс. (4–5 классы)».УМК Т. Д. Шапошниковой и др.
формирование у младшего подрастающего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Основные культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность» и «нравственность» - являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса.
- общность в многообразии, многоединство, поликультурность, - отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сущность нашей страны и современного мира.
знакомство обучающихся с основами мировых религиозных культур;развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Освоение школьниками учебного содержания «Основы мировых религиозных культур», должно обеспечить: понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур;знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
Раздел 1. Знакомство с новым предметомРоссия – наша Родина. Духовные ценности человечества. Культура. Религия. Съезд в Астане. Раздел 2. Верования разных народов в мифах, легендах и сказаниях.Древние верования и религиозные культы. Верования коренного населения Австралии. Верования коренного населения Америки. Мифология и культура Японии. Верования древних славян. Раздел 3. Иудаизм.Представления о Боге в иудаизме. Мир и человек в иудаизме. Тора и заповеди. Иудейский Закон. Религиозные обряды и ритуалы в иудаизме. Раздел 4. Христианство.Представление о Боге и мире в христианстве. Представление о человеке в христианстве. Библия – священная книга христиан. Православие. Католицизм. Протестантизм.
Раздел 5. Ислам.Представление о Боге и мире в исламе. Пророк Мухаммед. Коран и Сунна. Столпы ислама. Праздники Ислама.Священные города и сооружения ислама. Раздел 6. Буддизм.Жизнь Будды. Учение Будды. Духовные наставники и священные сооружения буддизма. Священные тексты буддизма. Раздел 7. Подведение итогов.«Золотое правило нравственности. Не совсем обычный урок. Интересный разговор.
«Относись к людям так, как хочешь,чтобы относились к тебе.» Золотое правило нравственности – основополагающий мировой этический принцип