Обществознание 11 класс Базовый уровень Кодификатор по обществознанию Глава 2. Экономика. Тема 2.4 Презентацию подготовила Ульева Ольга Валерьевна учитель истории и обществознания ГБОУ Школа № 1353 КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ: Конкуренция как экономическое соперничество между участниками рыночного хозяйства за наиболее полную реализацию своих экономических интересов. Виды конкуренции: совершенная несовершенная (монополистическая, олигополия, монополия) Признаки совершенной конкуренции: на рынке действует неограниченное число фирм; отсутствуют искусственно созданные преимущества; товары продаются по свободным ценам. Монополия как деятельность в отсутствии конкуренции. Основные признаки рынка несовершенной конкуренции (монополизма): наличие на рынке одного продавца; формирование монопольно высокой цены; искусственно созданные преимущества, входные и выходные барьеры; вытеснение с рынка средних и мелких товаропроизводителей; снижение стимулов к экономической активности, технологической модернизации. Естественные монополии. Антимонопольное законодательство.
экономическое соперничество между участниками рыночного хозяйства за наиболее полную реализацию своих экономических интересов. КОНКУРЕНЦИЯ (competition) - СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ НЕСОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ на рынке действует очень большое число фирм; товары продаются по свободным ценам; фирмы производят однородные товары; отсутствие входных и выходных барьеров для вступления в отрасль и выхода из нее; свободный доступ к экономической информации; невозможность оказания решающего воздействия на установление рыночной цены; рациональное поведение всех участников рынка, преследующих собственные интересы. отсутствуют искусственно созданные преимущества. фирма – получатель цены (т.е. не может влиять на цену своего товара). совершенная конкуренция в чистом виде не встречается. НЕСОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ (imperfect competition) – рынок, на котором отсутствует хотя бы одно из условий совершенной конкуренции.
НЕСОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ ОЛИГОПОЛИЯ МОНОПОЛИЯ рынок со свободным входом; фирмы производят дифференцированные товары (т.е. удовлетворяющие одну и туже потребность, но под разными марками); фирмы самостоятельно устанавливают цены на свою продукцию не действуют стратегически.
НЕСОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ ОЛИГОПОЛИЯ МОНОПОЛИЯ рынок на котором действует небольшое число фирм; продают похожие или идентичные товары; действуют стратегически; имеют возможность устанавливать цены; ограничивают доступ на рынок и потоки информации. МИРОВОЙ РЫНОК НЕФТИ
МОНОПОЛИЯ - (от греч. μονο — один и πωλέω — продаю) деятельность в условиях отсутствия значимых конкурентов . одна фирма; продукт уникальный; вход заблокирован; цена монополиста. КАРТЕЛЬ предприятия одной отрасли заключают соглашение о ценах и разделе рынков сбыта. СИНДИКАТ предприятия одной отрасли сохраняют собственность на средства производства, но теряют коммерческую самостоятельность ТРЕСТ предприятия одной отрасли, которые теряют производственную, коммерческую, а порой даже юридическую самостоятельность. КОНЦЕРН форма корпорации, имеющая многоотраслевой характер
ЕСТЕСТВЕННЫЕ МОНОПОЛИИ - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства. РЖД РАО «ЕЭС РОССИИ» МОСВОДОКАНАЛ
ПОЗИТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ КОНКУРЕНЦИИ
НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ КОНКУРЕНЦИИ
Какие виды конкуренции показаны на рисунке? СОВЕРШЕННАЯ МОНОПОЛИСТИ-ЧЕСКАЯ МОНОПОЛИЯ МОНОПСОНИЯ Монопсония (греч. μόνος — один, ὀψωνία — покупка) — ситуация на рынке, когда имеется только один покупатель и множество продавцов. Диктат (монополия) покупателя на рынке (его способность влиять на цену)
АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В РФ Конституция РФ, статья 34. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. ФЗ «О защите конкуренции» ФЗ «О естественных монополиях» ФЗ «О защите прав потребителей»
ПОВТОРИМ:
Конкуренция обеспечивает наилучшее качество продуктов и развивает наихудшие качества людей. Дэвид Сарнофф (1891-1971), американский бизнесмен, один из основателей радио и телевещания в США. ЦИТАТНИК Всегда выбирайте самый трудный путь — на нем вы не встретите конкурентов. Шарль де Голль (1890-1970), французский военный и государственный деятель, руководитель французского Сопротивления, президент Франции. В бизнесе ни один шанс не теряется: если вы его загубили, его отыщет ваш конкурент. Весь секрет бизнеса в том, чтобы знать что-то такое, чего не знает больше никто. Аристотель Онассис (1906-1975), греческий судовладелец, миллиардер. Кони, запряженные в колесницу, бегут быстрее, нежели поодиночке, - не потому, что общими усилиями они легче рассекают воздух, а потому, что их разжигает соревнование и соперничество друг с другом. Плутарх (ок. 45 - ок. 127 гг.), древнегреческий философ.
ГЛОССАРИЙ КОНКУРЕНЦИЯ (competition) - экономическое соперничество между участниками рыночного хозяйства за наиболее полную реализацию своих экономических интересов. МОНОПОЛИЯ (monopoly) - деятельность в отсутствии конкуренции. СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ (perfect competition) - экономическая модель, идеализированное состояние рынка, при котором отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения. МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ (monopolistic competition) - рынок со свободным входом, на котором существует много фирм, самостоятельно устанавливающих цену на свою продукцию, выпускающих дифференцированный товар и не действующих стратегически. ОЛИГОПОЛИЯ (oligopoly) - рынок, на котором действует небольшое количество фирм, продающих похожие или идентичные товары и действующих стратегически.
http://www.ege.edu.ru/ - официальный портал ЕГЭ (календарь экзаменов; кодификатор, спецификация, демоверсия; шкала перевода баллов; личный кабинет). http://fipi.ru – открытый банк заданий ЕГЭ. http://soc.reshuege.ru – банк заданий ЕГЭ, возможно проверить ответы, есть комментарии ко всем вопросам. http://stupinaoa.narod.ru/index/0-20 - здесь можно найти развернутые планы и критерии оценивания по различным темам курса обществознания. Королева Г.Э. Экономика: 10-11 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. М, Вентана-Граф, 2013 ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНЫ МАТЕРИАЛЫ: САЙТЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ: http://interneturok.ru/ru/school/obshestvoznanie/11-klass/bchelovek-i-ekonomikab/konkurentsiya-i-monopoliya?seconds=0&chapter_id=350 – ИнтернетУрок «Конкуренция и монополия». Киреев А.П. Экономика: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень) . М. ВИТА-ПРЕСС,2012 Баранов П.А. Обществознание: Экономика: экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. М.Астрель. 2013 Макаров О.Ю. Обществознание: Полный курс. Мультимедийный репетитор. СПб, Питер, 2012 http://ru.wikipedia.org