Моя профессия - учитель «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ КАК МЕТОДАФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ШКОЛЬНИКОВ» Автор Смыкова Елена Викторовна,учитель начальных классов, МОУ СОШ№1 Г.Мичуринск ИССЛЕДОВАНИЕ НА БАЗЕ ШКОЛЫ – МОУСОШ №1, Мичуринска.
ПРОБЛЕМА Формирование у школьников культуры речи, как социально - необходимое качество личности ПРОТИВОРЕЧИЯ :между методами преподавания и различным уровнем способности учащихсямежду репродуктивным характером обучения и стремлению личности к творческому самовыражению;между большим объемом материала и неумением применять полученные знания в практических целях; между традиционной неэффективной методикой приобщения ребёнка к чтению и пониманию художественного произведения через читательское сотворчество и и собственное литературное творчество.
дидактическая цель Изучение возможности использования проектной технологии в системе урочной , внеурочной и внеклассной работы по развитию речи.
ИДЕЯ Развитие речи, формирование интереса к её совершенствованию и обогащению.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ: Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности.Развитие мотивации к самостоятельному научному поиску.Формирование умений увидеть проблему и наметить пути ее решения.Формирование навыков исследовательской работы.Формирование творческого мышления и навыков работы в команде.
ОСНОВНОЙ ВОПРОС Как повлияет использование метода проекта на развитие культуры речи школьников?Вопросы учебной темы:Можно ли недооценивать значение слова?Произведения каких жанров раскрывают выразительные возможности слова?
ГИПОТЕЗА ПРОЕКТА: Если использовать метод проекта, как средства формирования культуры речи школьников, то это позволит повысить уровень теоретических знаний, расширит кругозор учащихся, стимулирует познавательный интерес к предмету, научит работать в команде и способствует формированию творческих способностей.
АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА: Проект рассчитан для учащихся начальной школы. Данный проект нацеливает на самостоятельную исследовательскую деятельность, формирует навыки анализа. Развивает потребность совершенствовать и обогащать речь. Расширяет знания учащихся о произведениях разного жанра и формирует умение работать с книгой. Способствует развитию творческих навыков учащихся.
ТИП ПРОЕКТА : ИсследовательскийПрактико – ориентированный ДолгосрочныйМежпредметный
Основные направления Речевой этикетЖанры фольклораДиагностикаЭтюд для души ПроектированиеКонкурсИсследованиеИгровые ситуацииЧтение текстовБеседаИнсценировкиНаблюдениеИгрыЭкскурсииФормы и методы
Этапы и сроки работы над проектом Этап 1 Информационно-аналитический (2006 г.)Изучение сущности проектной деятельности и литературы по проблеме.Определение возможных направлений исследовательской деятельности.Утверждение направлений и индивидуальных планов участников групп.Этап 2 Практический этап (2007-2008 гг.)Сбор и систематизация материалов в соответствии с целями.Разработка исследовательских проектов: «Книга – наставник, друг, советчик» - 3 класс, «Тамбовский край – гордимся мы историей твоей» - 4 класс. Разработка факультативного курса « Речевые секреты» с методическими разработкам.Этап 3 Реализация проекта (2008 г.)Защита программы факультативного курса «Речевые секреты».Участие детей в российском заочном конкурсе «Познание и творчество».Выступление на конференции.Дидактический материал (задания, тесты). Этап 4 Анализ и оценка результатовВыводы. Рекомендации. Опрос.
Результаты проекта: ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Речевые секреты» ИДЕЯ: СОЗДАНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ 1. Развитие речи младших школьников. 2. Ознакомление с основами речевого поведения и речевого этикета. 3. Формирование поэтического слуха детей. 4. Воспитание художественного вкуса. I Раздел. Для чего нужна речьII Раздел. Секреты волшебницы речиIII Раздел. Учимся вежливостицели и задачи :СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
РЕЗУЛЬТАТЫ
Результаты проекта: УЧЕНИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Книга - учитель, советчик, наставник» Создать условие для развитии личности ребёнка. Развитие мотивации личности к познанию и творчеству. Привлечение родителей к сотворчеству с ребёнком и педагогом Жанры фольклораСведения об авторе (творчество и биография)Работа с текстом, умение ориентироваться в книгахИллюстрации книг ЦЕЛИ И ЗАДАЧИНАПРАВЛЕНИЯ
Результаты проекта: УРОВЕНЬ НАЧИТАННОСТИ И ЧИТАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙТЕХНИКА ЧТЕНИЯ
Выводы: Гипотеза оказалась верной. Метод проектов может эффективно использоваться для формирования культуры речи школьников, т.к. стимулирует интерес учащихся к совершенствованию и обогащению своей речи и направляет их деятельность на реальный результат УЧЕНИКАктивенСубъект обученияНесёт ответственность за свою деятельностьПреподавательОрганизатор познавательной деятельностиСоздаёт условия для активностиПартнёр ученикаОтношение к проекту Интересный – 73% Нужный – 90% Понятный – 80% Полезный – 64%
ЛИТЕРАТУРА : Богуславская Н. Е. «Весёлый этикет» Е., «АГРО», 1997.Вартаньян Э. А. «Путешествие в слово» М., «Детская литература», 1982.Васильева Л. П. «Азбука вежливости» М., «Педагогика», 1989. с144Волина В. В. «Учимся играя. Весёлая грамматика» М., «Новая школа», 1994.Ильченко Л. П. «Уроки эстетического цикла, как средство воспитания младших школьников в духе толетарности.» Н. ш., 2004, №5, 25-29. Ковалёва Г. Е. «Как дети читают и понимают текст» М., «Народное образование 2006, № 5, 71-76. Ковяков Д. М. «Приключения слов» М.,»Детская литература» 1966.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ Успехов в работе !