Тема : «Человек, общество, природа»
объяснить понятия «природа», «экологический кризис», «экология», «охрана природы», «Красная книга»; охарактеризовать взаимодействие человеческого общества с природой; обсудить проблемы, которые встали перед человечеством в ХХI веке, меры, предпринимаемые человечеством для охраны окружающей среды; выразить свое отношение к миру природы и ответственности человека перед природой; продолжить учиться делать сравнительный анализ, решать проблемы, участвовать в дискуссии, оценивать события и явления с разных точек зрения.
План изучения нового материала: 1. Взаимосвязь человека, общества и природы. 2. Взаимодействие человеческого общества и природы. 3. Охрана природы.
Американские и английские ученые провели совместные исследования под названием «Стихийные бедствия: дело рук Бога или Человека?». Вывод был таким: главной причиной стихийных бедствий в современном мире является вмешательство человека. Землетрясения, наводнения, засуха – все эти губительные события в большинстве случаев так или иначе связаны с деятельностью человека.
Неизбежна ли в таком случае гибель человечества? Или мы можем предотвратить пагубные последствия своей же деятельности?
1. Взаимосвязь человека, общества и природы Как вы думаете, существует ли взаимосвязь между:человеком;обществом;природой?
Что же подразумевает термин «природа» с позиции обществознания? Запишем это определение в наши словари.Природа - естественная среда обитания человека. Это биосфера, или активная оболочка Земли, которая создает и защищает жизнь на нашей планете.
Каков же возраст нашей природы?Ученые предполагают, что она существует уже 4 млрд. лет.
Мир вокруг нас многообразен. Давайте оглянемся вокруг – мы увидим своих друзей, товарищей, свою классную комнату, выглядываем в окно ‒ видим улицу, деревья, траву. Что бы вы отнесли к миру природы?
Следовательно, в мире природы вокруг нас есть: - животные;- растения;- горы;- реки;- моря.Что бы вы отнесли к миру людей?
Итак, мир людей – это мир всего, что создано человеком, а также мир человеческих отношений. Все, что нас окружает, можно условно разделить на две наиболее крупные категории – живое и неживое. Живое ‒ растения, животные, сам человек.Неживое – горы, реки, моря, машины и механизмы, созданные человеком.
Предположите, какую роль играет природа в жизни человека?
2. Взаимодействие человеческого общества и природы Мы с вами определили, что такое природа. А что такое общество? Общество – искусственно созданное миром. Когда и как возникло человеческое общество? Попробуем проследить этот процесс, составляя следующую схему.
Попробуйте представить себя властелином, хозяином Земли. Как вы будете рассуждать? Как будете относиться к миру природы? Попробуем сыграть с вами в игру «Я – властелин Природы». По ходу игры сделайте свои выводы.
Послушайте рассказ американского писателя Р. Брэдбери «Все лето в один день» и ответьте на предложенный вопрос: «Как вы думаете, интересна ли природа человеку?»
Действительно, природа не создает городов, линий электропередач, произведений искусства. Все это ‒ результат деятельности человека, высшего и самого разумного существа на Земле. Но к природе человеку следует относиться бережно, не с позиции хозяина, а с позиции заботливого и любящего Друга. Ведь легко нарушить связи, существующие в природе, но к каким трагическим последствиям это может привести…
Как же уменьшить или полностью исключить отрицательное воздействие на окружающую среду и сохранить экологический порядок?Задание: работая с 3 пунктом параграфа, ответьте на вопросы.
Что обозначает термин «охрана природы»?Кто и как может решить задачу охраны природы?Какие вы знаете общественные организации, которые защищают природу?Как называется наука об окружающей человека среде?Кто должен заниматься охраной природы?Как наша страна участвует в международной деятельности в области сохранения живой природы?Назовите и охарактеризуйте законы Российской Федерации об охране окружающей среды.Что означает право граждан на благоприятную окружающую среду?Что означает обязанность беречь и охранять природу?Какие меры предпринимает человечество по охране окружающей среды? Можно ли считать их эффективными и достаточными? При ответе используйте текст для дополнительного чтения «Красная книга природы».
Мы с вами рассмотрели теоретический материал и узнали, что природа – естественная среда обитания человека. На ранних этапах истории человек приспосабливался к природе и не наносил ей серьезного вреда. Отрицательное воздействие хозяйственной деятельности человека на природу усилилось в эпоху индустриального общества и приняло размеры экологического кризиса. Задание: а теперь я предлагаю вам, объединившись в группы, разработать и подготовить проекты, направленные на охрану природы.
Выучить § 6 учебника, ответить на вопросы. Выполнить творческое задание: составить правила экологического поведения школьников.
Желаю удачи!