Кем мне быть? Материал подготовила: Лайс Л.А. педагог – психолог МБОУ «Гимназия №2»
Цель занятия: Сориентировать учащихся на правильный выбор будущей профессии с учётом их способностей и психологических особенностей. Выстроить алгоритм выбора профессии и выявить те ошибки, которые могут встретиться при выборе профессии.
Анаграммы – профессионалы. Задание: переставить буквы в предложенных словах так, чтобы получились названия профессий.-рвач – в….(медицинский работник);сопло – п…(дипломатический представитель);тёрка –а….(театральная и кинематографическая профессия);фиакр – ф…(волшебная цирковая профессия);юрка - к…(северная транспортная профессия);декор – д…(портовый рабочий);марля –м..(«разноцветный» рабочий );альков –к..(мастер ручной ковки);авдотка –а..(юридическая профессия).
Ответьте на вопросы: 1.Кем вы хотите стать в будущем?2.Как вы готовитесь к выбранной профессии?3.Есть ли у вас запасной вариант выбора профессии?Что может помешать вам в достижении цели?5. Одобряют ли родители ваш выбор?6.Ваш уровень притязания и самооценка – важный регулятор поведения человека, в том числе и в планировании карьеры.
Три позиции при выборе профессии: «хочу» - это ваши интересы, склонности, желание заниматься интересующим вас делом;«могу» - уровень вашей подготовленности, уровень знаний, наличие способностей к выбранному виду деятельности;«надо» - спрос на профессию, потребность в ней общества.Факторы влияющие на выбор профессии:Престижность профессии.Система оплаты труда.Место жительства.
ПЯТЬ ОСНОВНЫХ ГРУПП ПРОФЕССИЙ. 1.Группа – «Человек – человек»Сюда входят самые гуманные профессии, основанные на общении и взаимопонимании. Например, учитель, врач, юрист, нотариус, адвокат, менеджер, администратор, диспетчер, продавец, официант, парикмахер, проводник, повар, стюардесса, экскурсовод и другие.Доброжелательность, сочувствие, сопереживание, интерес к окружающим – качества, которые должны присутствовать у этих специалистов. К тому же они должны обладать повышенным самоконтролем, устойчивостью к стрессам. Всё многообразие профессий группы «человек – человек» можно разделить на несколько направлений:Воспитание и обучение;Здравоохранение;Организация и управление;Правовая защита;Торгово – сервисное обслуживание;Культурно – просветительская работа.
Вторая группа «человек – знаковая система» Для производства любого продукта необходимы три компонента: вещество, энергия и информация. Знаки являются средством информации, которой обмениваются люди в процессе жизнедеятельности. Условно группу профессий «человек – знаковая система» можно разделить на следующие направления.Работа со словами, текстами, книгами, связанная с языком (корректор, лингвист). Эта работа требует усидчивости, умения чётко выражать свои мысли.Работа с цифрами, формулами, знаками (физик, бухгалтер, фармацевт). Для них необходимы такие качества, как терпение, аккуратность, организованность, склонность к выполнению рутинных операций и в то же время умение принимать нестандартные решения.Работа с изображениями, схемами, картами (диспетчер). Эта профессия связана с составлением или использованием географических карт, графиков, чертежей. Здесь требуется умение перевести условные знаки в образы реальных предметов и наоборот. Для данных работников необходимы наблюдательность, внимание к самым незначительным изменениям. Если вам нравятся такие предметы, как геометрия, география, черчение, то эта работа для вас.Работа с компьютером, информационными системами, в сети Интернет (оператор ПК, программист). Круг профессий, для которых необходимо знание компьютера, постоянно расширяется. Если вам интересно на уроках математики и информатики и вы знаете, что компьютер –это не только устройство для игр, а ещё у вас есть опыт работы в Интернете, то эти профессии вас могут заинтересовать.
Третья группа «человек –художественный образ» Эта группа включает в себя профессии, связанные с искусством, творчеством, вдохновением. Предметом труда для людей этих профессий является художественный образ, целью – достижение эстетики в окружающем мире.Среди этой группы можно выделить следующие направления:Организаторские (режиссёр, балетмейстер);Собственно творческие, созидательные (писатель, живописец,актёр, композитор);Исполнительские (кондитер, портной);Исследовательские (искусствовед, театровед, реставратор).
Выбирая профессию, связанную с преобразованием природы, её использованием, человек берёт на себя ответственность за будущее того, что нас окружает, за жизнь этого и последующих поколений.В подобных профессиях чаще, чем в других, требуются такие качества, как предвидение и прогнозирование результатов, готовность работать в неблагоприятных погодных условиях. К этой категории относятся профессии: физиолог, микробиолог, садовник, цветовод, декоратор, ветеринарный врач, геолог, эколог, технолог пищевой промышленности, фермер, зоолог, метеоролог.
Пятая группа «человек – техника». Это профессии, которые ориентированны на создание, использование и обслуживание различных технических устройств. Техника – это всё разнообразие машин и механизмов, которые применяет человек для облегчения и ускорения своей деятельности. Выбирая техническую специальность, необходимо помнить о предполагаемых особенностях характера человека, работающего с техникой, таких как развитое пространственное и конкретное мышление, точность и аккуратность, хорошее зрение. К этому типу относятся профессии: водитель, машинист,слесарь, монтажник, техник, инженер-конструктор и многие рабочие специальности.
Алгоритм выбора профессии. 1.Знания о профессиях, рынке труда.2.Мнение родителей, семьи, друзей.3.Позиция учителей, психологов, врачей.4.Уровень притязания и самооценки.5.Личный профессиональный план (план карьеры).6.Способности, здоровье.7.Склонности, интересы.8. Просмотр литературы.
1.Отношение к профессии как к неизменному. Не стоит бояться смены деятельности – любой опыт полезен.2.Бытующие мнения о престижности профессии. Престижность профессии должна учитываться, но после учёта ваших интересов и способностей.3.Выбор профессии под влиянием товарищей ( за компанию, чтобы не отстать).4.Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию. При выборе профессии надо учитывать прежде всего особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что вам нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности.5.Неумение (нежелание) разбираться в своих личностных качествах (склонностях, способностях).6.Незнание (недооценка) своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии. Существуют профессии, которые могут быть вам противопоказаны, так как они могут ухудшить ваше состояние здоровья.
Цитаты о профессиях. «Самый несчастный из людей тот, для которого в мире не оказалось работы». (Т.Карлейл).«Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным». (Сенека).«Все работы хороши, Выбирай на вкус». ( В.В. Маяковский).Прислушиваясь к советам, важно помнить, что выбор профессии – это ваш и только ваш личный выбор.