ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДИЩЕНСКОГО РАЙОНАМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1С.СРЕДНЯЯ ЕЛЮЗАНЬ Научно – практическая конференция«Старт в науку» Какой камень лучше? Работу выполнил учащийся 11А класса Бухминов Юныс МОУСОШ №1 с.Средняя ЕлюзаньНаучный руководитель - учительфизики Куряев Аббяс Ибрагимович – заслуженный учитель РСФСР
Цель работы: научиться исследовать тепловые свойства камней. Задачи: Экспериментальным путем измерить удельные теплоемкости разных сортов камней для парного отделения бани
Теоретическая часть Все окружающие нас тела обладают энергией. Кроме механической энергии, существует еще один вид энергии. Это внутренняя энергия.Энергия, которую получает или теряет тело при теплопередаче, называется количеством теплоты. Внутренняя энергия зависит от температуры тела, агрегатного состояния вещества и других факторов. Она не является какой-то постоянной величиной. У одного и того же тела она может изменяться. Количество теплоты, которое необходимо для нагревания тела (или выделяемое при остывании), зависит от массы этого тела, от изменения температуры и рода вещества.Количество теплоты обозначают буквой Q, измеряют в джоулях (Дж).Количество теплоты, которое необходимо передать телу массой 1кг для того, чтобы его температура изменилась на 1Ċ, называется удельной теплоемкостью вещества. Удельная теплоемкость обозначается буквой C и измеряется в Дж/кг×град.
Чтобы рассчитать количество теплоты, необходимое для нагревания тела или выделяемое им при охлаждении, следует удельную теплоемкость умножить на массу тела и на разность между конечной и начальной температурамиQ = c×m×(t2 – t1)Опыты показывают, что если между телами происходит теплообмен, то внутренняя энергия всех нагревающихся тел увеличивается на столько, на сколько уменьшается внутренняя энергия остывающихся тел. Q1 = Q2
В парном отделении бани получают пар при соприкосновении воды с раскаленными камнями. Вода, испаряющаяся на поверхности камней, расположенных ниже, поднимается через горячие камни нагревается до температуры, выше 100 °С. Этот пар называют «сухим» паром. Для получения «сухого» пара камни нужно нагреть до довольно высокой температуры.«Паропроизводительность» бани, надо полагать, зависит от множества факторов: от рода (сорта) камней, размеров камней, плотности, теплоемкости и т.д.Я поставил цель измерить удельную теплоемкость разных сортов камней калориметрическими опытами.
Исследовательская часть В нашем селе бани имеют практически каждая семья, они отличаются по конструкции, каждый хозяин старается улучшить экономичность и удобство своего сооружения.Как построить баню с оптимально хорошими показателями – однозначно ответить не может никто. Я попытался ответить на один вопрос: какой камень способен дать, при прочих равных условиях, больше пара или как подобрать камень с лучшей «паропроизводительностью» при одинаковом расходе топлива.Для этого я взял шесть образцов камней и опытным путем вычислил их удельные теплоемкости при охлаждении от 100°С.
Образцы камней №1 Пережженный кирпич – Камешкирский «свар» №2 Опока камешкирская №3 Песчаник чаадаевский№4 Песчаник рязанский№5 Окатыш черноморский№6 Опока Набережно - Челнынская
Данные,полученные в ходе эксперимента, укказаны в таблице
Обозначения величин в таблице:mк, г – масса камняt1, °С –температура холодной водыt2, °С – температура кипятка, (камня)t, °С – температура воды и камня после установления теплового равновесияmв, г – масса воды в калориметреСк – удельная теплоемкость камня Из уравнения теплового баланса получена рабочая формула для вычисления удельной теплоемкости образца.Св - удельная теплоемкость воды.
Абсолютные погрешности∆m = 1г∆t = 0,5°С∆(t-t1) = 1°С∆(t2-t) = 1°СВычисление погрешностей1. Ac = Amk + Amв +At-t1 + At2-t = 1/121+1/120+1/11,5+1/78 = 0,008+0,008+0,086+0,012 = 0,12∆C = C×Ac = 613×0,13 = 73,56 ≈ 7×10Ck = 613±702. Ac = 1/106+1/120+1/17+1/71 = 0,009+0,008+0,058+0,014 = 0,215 ≈ 0,21∆C = 613×0,12 = 252 ≈ 2,5×10²Ck = 1204±2523. Ac = 1/168+1/120+1/16,5+1/73,5 = 0,006+0,008+0,061+0,014 = 0,09∆C = 672×0,09 = 60,48 ≈ 6×10Ck = 672±604. Ac = 1/81+1/120+1/10+1/80 = 0,012+0,008+0,100+0,012 = 0,132 ≈ 0,13∆C = 0,13×776 = 102 = 10²Ck = 776±1025. Ac = 1/98+1/120+1/10,5+1/76,5 = 0,010+0,008+0,096+0,013 = 0,125 ≈ 0,13∆C = 719×0,13 = 93,47 ≈ 93 = 9,3×10Ck = 719±936. Ac = 1/103+1/120+1/11+1/80 = 0,010+0,008+0,090+0,013 = 0,12∆C = 0,12×671 = 81Ck = 671±81
В действительности в парном отделении камни нагреваются до более высоких температур. Но в кабинете физики нет термометра с пределом измерения больше 100°С Поэтому для дальнейших опытов в этом году решили использовать духовку бытовой газовой плиты «Дружковка», где имеется термометр с пределом измерения до 300°С. Недостатком является большая цена деления шкалы термометра (20°С), но нас больше интересуют удельные теплоемкости образцов камней в сравнительном плане, поэтому решили продолжить эксперимент с этой техникой.
Данные, полученные в ходе эксперимента, указаны в таблице.
Для проверки состоятельности показаний термометра газовой плиты поставили эксперимент с телами для калориметров из школьного набора кабинета физики.Взяли цилиндрики из латуни и стали и нагрели их в духовке до температуры t2 = 300°С.Табличные данные удельных теплоемкостей латуни и стали известны, по известным массам цилиндриков, воды в калориметре и температуры воды t1,°С и t,°С можно вычислить температуру t2.mст = 156гmлат = 162гt1 = 15°Сmв = 120гCлат = 410Дж/кг×градCст = 500Дж/кг×градtст = 52°Сtлат = 47°СCв = 4200Дж/кг×градВычислили для стали:t2 = Cв×mв× (t- t1)/Cст× mст+t = 4200×120×(52-15)/500×156+52 = 291°Си для латуни:t2 = Cв×mв× (t- t1)/Cлат×mлат+t = 4200×120×(47-15)/410×162+47 = 289°С.Получили температуры близкие к показанию термометра духовки, поэтому по результатам проведенных опытов можем утверждать, что лучшей «паропроизводительностью» обладает камень образца №2 – Камешкирского каменного карьера и №4 – Рязанского карьера.
Заключение Мне удалось оценить удельные теплоемкости камней, получили что «паропроизводительность» камня Камешкирского и Рязанского карьеров намного выше. Действительно, бани, имеющие такие камни в парном отделении, считаются у населения хорошими. Но есть недостаток: на первых порах при топке эти камни лопаются и осколки иногда летят со значительной скоростью, могут разбить оконное стекло.Подбор камней позволяет построить экономически выгодную в энергетическом плане баню. Это очень актуально. У населения имеется некоторый житейский опыт в этом вопросе. Мне очень понравилась работа по постановке эксперимента. Я теперь примерно могу объяснить, почему бывают бани с разными характеристиками по тепловым качествам.Я получил хорошие навыки работы с оборудованием, что мне понадобится в дальнейшей учебе.