Дети-изгои:психологическая работа с проблемойРаботу подготовила учитель МОУ «Гимназия №4» г. Подольска Морщакина Марина Викторовна
Действующие лица
Инициаторами травли могут стать: активные, общительные дети, претендующие на роль лидера в классе; агрессивные дети, нашедшие для самоутверждения безответную жертву; дети, стремящиеся любой ценой быть в центре внимания; дети, привыкшие относиться к окружающим с чувством превосходства, делящие всех на «своих» и «чужих»; эгоцентрики, не умеющие сочувствовать окружающим, ставить себя на место других; максималисты, не желающие идти на компромиссы дети.
Зачинщики высокая самооценка и высокий уровень притязания. стремление объединить вокруг себя одноклассников, чтобы почувствовать себя значимым, быть в центре внимания. стремление добиться справедливости.
Преследователи Несамостоятельны, легко поддаются чужому влиянию, безынициативны. Конформисты, всегда стремятся следовать правилам, неким стандартам. Не признают своей ответственности за происходящее (чаще всего считают виновными других).Часто подвержены жесткому контролю со стороны старших. Эгоцентричны, не склонны задумываться о последствиях своего поведения.Неуверенны в себе, дорожат «дружбой» с лидерами класса.Трусливы и озлоблены.
Жертвы необычная внешность; страдающие энурезом и энкопорезом; тихий и слабый, не умеющий за себя постоять; неопрятно одетый; часто пропускающий занятия; неуспешный в учебе; слишком опекаемый родителями; не умеющий общаться.
Психологические особенности жертвы: неадекватная самооценка; неприятие школы; чувство одиночества; отрицание собственной ответственности, отсутствие чувства вины за происходящее; высокая степень защитной агрессии
Виды отвержения Травля. Активное неприятие.Пассивное неприятие.Игнорирование.
Типы отвергаемых детей: «Любимчик».«Прилипала».«Шут» или «Козел отпущения».Озлобленные.Непопулярные.Агрессоры:- агрессор-нападающий;- агрессор- отвергаемый.Ябеды.
Моральное насилие угроза физической расправы; шантаж ; ругань; обзывательство.
Причины обзывательства: Агрессия (сознательное желание оскорбить, досадить, разозлить).Желание привлечь внимание:- игра;- провокация;- шутка;- самоутверждение.3. Месть.
Учимся противостоять дразнилкам Никак не реагировать.Отреагировать нестандартно.Объясниться.Не поддаваться на провокацию.Не позволять собой манипулировать.Ответить.Отговориться.
Последствия негативных отношений в классе: Ложь и хвастовство.Воровство.Низкая успеваемость.Невротические и психические расстройства.Суицид или покушение на убийство.