«+» «+» Ученик вовлекается в активную познавательную деятельность В процессе взаимодействия происходит взаимообогащение школьников Учащиеся учатся разделять с учителем лидерство в группе и принимать на себя ответственность Обсуждение в группе свойственно таким целям, как эволюция мыслей, синтез собственных умозаключений
Этап 1-ый, введение в дискуссию: Этап 1-ый, введение в дискуссию: Формулирование проблемы и целей Создание мотивации к обсуждению Установление регламента и основных этапов Совместная выработка правил дискуссии Выяснение однозначности понимания темы дискуссии, используемых в ней терминов, понятий
Предъявление проблемной ситуации Предъявление проблемной ситуации Демонстрация видеосюжета Демонстрация материалов (статей, документов) Ролевое проигрывание проблемной ситуации Анализ противоречивых высказываний – столкновение противоположных точек зрения на обсуждаемую проблему Постановка проблемных вопросов Альтернативный выбор
Этап 2-ой, обсуждение проблемы: Этап 2-ой, обсуждение проблемы: Обмен участниками мнениями по каждому вопросу
Сформулировать цель и тему дискуссии Сформулировать цель и тему дискуссии Установить время дискуссии Заинтересовать участников дискуссии Добиться однозначного понимания проблемы Организовывать обмен мнениями Активизировать пассивных Собрать максимум предложений по решению обсуждаемой проблемы Не допускать отклонения от темы Уточнять неясные положения Помогать группе прийти к согласованному мнению Четкое подведение итогов
Уточняющие вопросы Уточняющие вопросы Парафраз Демонстрация непонимания «сомнение» «альтернатива» «доведение до абсурда» «задевающее утверждение» «нет – стратегия»
Этап 3-й, подведение итогов обсуждения Этап 3-й, подведение итогов обсуждения Выработка учащимися согласованного мнения и принятие группового решения Обозначение ведущим аспектов позиционного противостояния и точек соприкосновения Совместная оценка эффективности дискуссии
Приглашайте к участию стеснительных детей Приглашайте к участию стеснительных детей Отправляйте комментарии и вопросы одного ученика к другому Если вы не уверены, что поняли то, что сказал ученик, значит и другие ученики тоже не смогли это понять Вытягивайте больше информации Не отвлекайтесь от предмета дискуссии Давайте время подумать над ответом. Некоторые ученики легче высказываются, если предварительно записывают свои мысли Когда ученик заканчивает ответ, оглядите класс, оцените реакцию других детей
«П» - позиция (в чем заключается ваша точка зрения) Я считаю, что… «П» - позиция (в чем заключается ваша точка зрения) Я считаю, что… «О» - обоснование (на чем вы основываетесь, довод в поддержку вашей позиции) …потому, что… «П» - пример (факты, иллюстрирующие ваш довод) … например… «С» - следствие (вывод, что надо сделать, призыв к понятию вашей позиции) … поэтому…
Выработка учащимися согласованного мнения и принятие группового решения Выработка учащимися согласованного мнения и принятие группового решения Обозначение ведущим аспектов позиционного противостояния и точек соприкосновения в ситуации, когда дискуссия не привела к полному согласованию позиций участников. Настрой обучающихся на дальнейшее осмысление проблемы и поиск путей ее решения Совместная оценка эффективности дискуссии в решении обсуждаемой проблемы и в достижении педагогических целей, позитивного вклада каждого в общую работу
Я критикую идеи, а не людей Я критикую идеи, а не людей Моя цель не в том, чтобы «победить», а в том, чтобы прийти к наилучшему решению Я побуждаю каждого из участников к тому, чтобы участвовать в обсуждении Я выслушиваю соображения каждого, даже если я с ними не согласен Я сначала выясняю все идеи и факты, относящиеся к обеим позициям Я стремлюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему Я изменяю свою точку зрения под воздействием фактов и убедительных аргументов
– участник коммуникаций – участник коммуникаций - стол
«А» «А»
«Б»
«Круглый стол» «Круглый стол» «Дебаты» «Аквариум» «Эстафета» «Вертушка» «Мозаика» Соревнование Прогрессивная дискуссия Конференция Займи позицию (шкала мнений)
«Вопрос-ответ» «Вопрос-ответ» «Обсуждение вполголоса» «Клиника» «Лабиринт» «Эстафета» Свободноплавающая дискуссия
Не говори больше, чем нужно Не говори больше, чем нужно Не говори меньше, чем нужно Не отвлекайся от темы Стремись решить проблему Не говори неправду Выражайся ясно Умей слушать и понимать мнение собеседника