Как строится произведение.
воссозданные в произведении события, которые соединены временной последовательностью и логической, причинно-следственной связью. Проще: фабула — что происходит и почему (из-за чего) происходит
Гл.11- история Ч. Гл.1-приезд Ч. в губернский город Гл.2- Ч. у Манилова Гл.3- Ч. У Коробочки Гл.4 – Ч. у Ноздрёва Гл.5- Ч.у Собакевича Гл.6- Ч. у Плюшкина Гл.7- возвращение в город, размышления о купленных крестьянах Гл.8- Ч. в торговой палате, обсуждение покупки городом Гл.9- слухи о Ч Гл.11- Отъезд из города
Внесюжетные элементы статичны, они не продвигают действие вперёд, ничего не случается, герои остаются в прежних положениях. Различают три основные разновидности внесюжетных элементов: - авторские отступления( более или менее развёрнутые авторские высказывания философского, лирического, автобиографического характера. Такие высказывания не характеризуют отдельных персонажей или взаимоотношений между ними. Авторские отступления – необязательный элемент в композиции произведения, но когда они там всё-таки появляются, они играют важнейшую роль, потому что помогают читателю понять мысль писателя), - описание (это литературное изображение внешнего мира (пейзажа, портрета, мира вещей) или устойчивого жизненного уклада, тех событий и действий, которые совершаются регулярно, изо дня в день, поэтому и не имеют отношения к движению сюжета. Описание – самый распространённый вид внесюжетных элементов), - вставные эпизоды (новеллы, сюжеты)- относительно законченные фрагменты действия, в которых действуют другие персонажи, действие переносится в другое время и место..
Среди многообразия сюжетов принято выделять три основные разновидности: концентрические, разворачивающиеся вокруг одного конфликта и подчинённые причинно-следственным отношениям («Ревизор» Н. В. Гоголя, «Маскарад» М. Ю. Лермонтова, «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, «Отчаяние» В. В. Набокова), хроникальные – с преобладанием временной соотнесённости между событиями (трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность» Л. Н. Толстого, «История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина, «В поисках утраченного времени» М. Пруста) и многолинейные, в которых параллельно развёртывается несколько событийных линий, время от времени пересекающихся друг с другом («Война и мир» и «Анна Каренина» Л. Н. Толстого, «Три сестры» А. П. Чехова, «Тихий Дон» М. А. Шолохова, «Мастер и Маргарита» М А. Булгакова)
Существуют определённые повторяющиеся типы композиции: кольцевая композиция (повторение начального фрагмента в конце текста-см «Мёртвые души»); концентрическая композиция (сюжетная спираль, повторение аналогичных событий по ходу развития действия-см «Отцы и дети»), зеркальная симметрия (повторение, при котором в первый раз один персонаж совершает по отношению к другому некое действие, а затем тот совершает такое же действие в отношении первого персонажа). Пример зеркальной симметрии – роман в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: сначала Татьяна Ларина отправляет письмо Онегину с признанием в любви, а он отвергает её; потом Онегин, полюбив Татьяну, пишет ей, она же отвергает его.