Урок № 25 Тема: «Образ жизни»
Бог создал человека и спросил его, кем он хочет быть. На что человек, так как он был нормальный человек, сказал, - «Ну я не знаю, что именно вы имеете в виду, я должен все обдумать, посоветоваться, я не могу вот так сгоряча и вообще, нельзя вот так сразу с нами, с людьми». После чего бог взял его за руку и повел к морю. Подведя его на берег, бог указал ему на раковины, лежащие на дне морском, и сказал, - «Если хочешь, ты можешь выбрать себе жизнь раковины – ты будешь находиться на самом дне, среди миллионов таких же, как ты, и едой твоей будет только то, что занесет тебе течение. День твой сегодняшний будет похож на вчерашний, и вся твоя жизнь пройдет без риска и потрясений. Ни победы, ни поражения не будут волновать тебя. Все время ты будешь лежать на дне, лишь открывая и закрывая створки. И так с утра до вечера: открыть, закрыть, открыть, закрыть, открыть, закрыть. Показав человеку жизнь раковины, бог повел человека в горы. И там высоко в горах указал ему на гнездо орла. - Но если хочешь, ты можешь выбрать себе эту жизнь. Ты сможешь парить так высоко как захочешь, ты сможешь жить, так как захочешь, ты сможешь достигать самых высоких вершин и на вершинах этих ты встретишь лишь немногих таких же, как ты. Ты сам будешь определять, куда и как тебе лететь и ценой всему этому будет то, что ничто и никогда не достанется тебе просто так. Ты можешь выбрать эту жизнь, если хочешь. И с тех пор появились на свете люди, часть из которых выбирали жизнь раковины и немногие, которые выбирали жизнь орла… Вопросы к классу: - О чем притча? - Какое отношение она имеет к нашему уроку?
Цели и задачи: Понимать: • роль значение образа жизни в процессе формирования личности подростка; • противоречивость влияния социальной среды на процесс социализации подростка; Знать: • термины и понятия: «образ жизни», «культура», «этикет». • компоненты образа жизни; • современные трактовки психологической науки о влиянии образа жизни на поведение подростков. Уметь: • давать характеристику структуры образа жизни; • определять факторы, определяющие уровень жизни людей; • высказывать суждения на обществоведческие темы; • работать в группе, доказывать свою точку зрения, выступать публично. • осмысливать теоретический материал, решать познавательные и проблемные задания. Отношения, ценности, внутренние установки: • Дать оценку и выразить свое отношение к роли и влиянию образа жизни на формирование подростка; • Объяснять поведение людей с точки зрения обществознания и психологии.
План урока: 1. Понятие «образ жизни» 2. Образ жизни у разных народов 3. Практическая часть.
Введение в новый материал Образ жизни человека… Почему так важно с этим понятием разобраться? Да потому что в зависимости от того, какой образ жизни ведет человек, он счастлив или нет, он добивается или не добивается каких-то результатов, он развивается или деградирует. Понять, что есть, на самом деле, твой образ жизни – это значит сделать своеобразный аудит жизни, ее анализ. Это значит – узнать правду о себе. Пусть это и не всегда приятно. Но важно. Попробуем сделать это.
1. Понятие «образ жизни» Как вы думаете, что такое «образ жизни»?
Задание: Изучите схему и прокомментируйте ее.
Как вы считаете, для чего обществоведы изучают образ жизни людей? Задание: внимательно изучите схему и ответьте на данный вопрос
Можно ли ассоциировать образ жизни отдельного человека с типичными чертами культуры его народа? Задание: Разбейтесь на группы и выполните задание: Первая группа: создайте «портрет» немца Вторая группа: создайте «портрет» русского Третья группа: создайте портрет представителя кавказской национальности
2. Образ жизни у разных народов Мы убедились, что образ жизни меняется со временем, зависит от многочисленных факторов. Задание: Разбившись на творческие группы, охарактеризуйте и проанализируйте образ жизни у разных народов мира. Первая группа: образ жизни древних римлян Вторая группа: образ жизни бушменов Третья группа: образ жизни русских купцов Четвертая группа: образ жизни англичан Пятая группа: образ жизни американцев
Вопросы для первой группы: Опишите распорядок дня древних римлян. - Чем он объясняется? - Как проводил свой день знатный патриций? - Как проводил свой день отпущенный на свободу раб? Бедняк? - Опишите образ жизни женщин в Древнем Риме. - Что вам понравилось, что вы не приняли? Почему?
Вопросы для второй группы: - Где проживали племена бушменов? - Опишите распорядок дня и стиль жизни этого народа. - Чем обычно занимались взрослые мужчины? - Чем занимались женщины? Дети? - Опишите место проведения их занятий. - Что вам понравилось, что вы не приняли? Почему?
Вопросы для третьей группы: - Опишите купеческий дом. - Какого распорядка дня придерживались купцы? - Опишите время их отдыха. - Как они встречали гостей? - Как отмечали праздники? - Что собой представляли традиционные развлечения - Что вам понравилось, что вы не приняли? Почему?
Вопросы для четвертой группы: - Какое определение вы бы дали английскому стилю жизни? - Как обычно ведет себя джентльмен при встрече со случайным знакомым? - Во что он одевается? - Чем объяснить такие качества английской одежды, как демократичность, элитарность и элегантность? Не увидели ли вы в этом противоречия? - Как авторы учебника характеризую истинных джентльменов и истинных леди? - Сформулируйте главный закон поведения британцев. - Охарактеризуйте гастрономические вкусы англичан. Как он их характеризует? - Что вам понравилось, что вы не приняли? Почему?
Вопросы для пятой группы: - Опишите место обитания типичного американца. - Каким транспортом они пользуются? Почему? - Какую роль в жизни американца играет автомобиль? - Опишите один день из жизни американца. - Охарактеризуйте питание американцев. - Что собой представляет образ жизни бедного американца? - Каких людей создает американский образ жизни? - Что вам понравилось, что вы не приняли? Почему?
Задание: А теперь попробуйте описать образ жизни русских людей. Вам надо подобрать предметы, которые характеризуют образ жизни русских людей – занятия, развлечения, быт.
Подведение итогов занятия Кто-то привел хороший образ, сравнив “Образ Жизни” с лесом. Есть травы, кустарники, деревья, животные и насекомые, населяющие это пространство – все это части. От того, сколько их, какие они, в каком соотношении, где именно образовалась эта “общность” зависит то, какой лес – хвойный, лиственный, смешанный или тропический. И есть еще кое что, это можно назвать духом, энергетикой, атмосферой – то, что объединяет частив целое, устанавливает внутренние законы взаимодействия частей и законы взаимодействия с окружающим пространством. И что первично, что именно делает лес лесом, его составляющие части или его атмосфера, большой вопрос. Однозначно, в котором то, что существует взаимовлияние. Точно так же есть человек. Его эмоции, мысли, поступки, обстоятельства жизни (начиная от его окружения заканчивая местностью, где он живет). Есть его дух, внутренний стержень (или его отсутствие), тело, душа. И все это, переплетаясь, создает особенности образа жизни этого человека. И если вас что-то не устраивает в том образе жизни, который вы ведете, никогда не поздно его поменять.
Домашнее задание: выучить § 23 и выполнить разноуровневые задания: ♦ 1 вариант: ответьте на следующий вопрос: Что такое образ жизни человека? ♦ 2 вариант: ответьте на следующий вопрос: Какие моменты влияют на организацию образа жизни человека? Попробуйте доказать свое мнение. ♦ 3 вариант: Напишите эссе на тему: «Образ жизни – это…»
Желаю успеха!