«Изучение мотивов обучения в различные возрастные периоды» Автор: учащаяся 10 б классаЦымбалова АнастасияНаучный руководительПрилепа О.В.Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №19 им. Л.А. Попугаевой»
В 2003 году я пошла, учиться в 1 класс и вот уже седьмой год я являюсь не просто учеником, а участником воспитательно-образовательного процесса. Учиться не легко и поддерживать статус успешного ученика становится труднее, а впереди еще четыре года обучения… Если сравнить меня в первом классе, когда желание учиться было огромным, то в среднем звене интерес к учебе иногда пропадал. Почему так происходит? И неужели это происходит только со мной? Этот вопрос стал темой моего исследования.
Цели и задачи: 1. Ознакомиться с понятием «мотив»2. Классифицировать мотивы обучения3. Определить мотивы обучения в школе у обучающихся школы №19 в различные возрастные периоды4. Выявить причины снижения мотивации к обучению в школеГипотеза: в различные возрастные периоды существуют различные мотивы обучения.
Мотив – это побуждение к деятельности. Внешние мотивы- исходят от педагогов, родителей и общества. Внутренние мотивы- желание самого человека учиться Мотивация - это побуждения, вызывающие активность личности.
Динамика позитивного отношения к посещению школы
Процент соотношение мотивов посещения школы у обучающихся в начальном звене
Процент соотношение мотивов посещения школы у обучающихся в среднем звене
Процент соотношение мотивов посещения школы у обучающихся в старшем звене
Причины снижения познавательных мотивов
В каждом возрастном периоде есть значительная часть учащиеся, у которых зачастую отсутствует желание посещать образовательное учреждение. Кроме того, с возрастом количество школьников, желающих идти в школу, именно за новыми знаниями, уменьшается.В ходе исследования определены причины, которые отрицательно воздействуют на желание идти в школу, среди них наличие утомления, ограничения связанные с режимом обучения, не свойственные ребенку , наличие школьных предметов, которым школьник не может найти применения в своей будущей профессиональной сфере.Снижению учебной мотивации будет способствовать применение однообразных форм, методов, средств преподавания учебных предметов, неспособность учителя увлечь изучаемым материалом. Кроме того, причиной потери интереса к учебе является непонимание предмета, наличие, по мнению школьников неприменимых в жизни знаний.
Рекомендации родителям: Для поддержания интереса родителям следует:поощрять за хорошую учебу,помогать с домашним заданием,поддерживать в случаях неуспеха,давать возможность самостоятельно справиться с проблемами. Родителям не следует:заставлять детей учиться только потому, что так надо, ругать за плохие оценки и непонимание предмета,запрещать какой-либо вид деятельности, интересный для ребёнка, в целях наказания за плохое обучение, физически наказывать и унижать личность ребенка и навешивать ярлык неуспешного человека.Сравнивать ребенка с другими детьми.
Рекомендации учителям: Уроки следует вести так, чтобы ученикам нравился новый материал, он был интересен для них. Чаще приводить примеры из жизни, проводить эксперименты.Давать ту информацию, которая будет полезна в будущем;Интересней рассказывать новый материал, время от времени говорить о проблемах нашего времени.Создавать «ситуацию успеха» для ученика. Отмечать даже маленький, положительный результат школьника.Не забывайте о чувстве юмора, не бойтесь шуток, смеха, розыгрышей – они не мешают, а помогают в работе с нами.Не срывайте свое плохое настроение на учениках.
Благодарю за внимание!!!