Духовная сфера общества
КультураЧто такое культураФормы культурыФункции культуры Религия Искусство Образование Наука
Культура является важнейшим элементом, определяющим сферу духовной жизни.В переводе с латинского слово “культура” означает “возделывание”, “развитие”, “образование”, “воспитание”, “почитание”.В Древнем Риме под культурой понимали прежде всего возделывание земли.В значении, близком к современному пониманию, это слово впервые Употребил в 1 в. до н.э. римский философ и оратор Цицерон.В 17 веке оно начало широко использоваться в самостоятельном значении, подразумевая все, что изобретено человеком.В 18 веке для европейцев культура приобрела духовный, а точнее, аристократический оттенок.
Культура – довольно многозначное понятие.В словаре С.И.Ожегова под культурой понимается совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей.Культура – комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества.Культура – 1) совокупность искусственных объектов, созданных человеком в процессе освоения и преобразования природы; 2) совокупность достижений человечества в социально-экономической, политической и духовной жизни; 3) уровень, степень развития какой-либо отрасли знания или деятельности; 4) характеристика отдельных исторических эпох, этносов или наций; 5) уровень, степень развития человека как члена общества.
В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, различают три ее формы:ЭлитарнуюНароднуюМассовуюА также две разновидности: субкультура контркультура
Элитарная, ее еще называют высокой, культура создается Привилегированной частью общества либо по заказу профессиональными творцами. Она рассчитана на узкий круг потребителей, подготовленных к восприятию сложных по форме и содержанию произведений. Девиз элитарной культуры – “искусство для искусства”.К элитарной культуре относят романы Дж.Джойса, М.Пруста, живопись М.Шагала, П.Пикассо, музыка А.Шнитке, А.Шенберга, С.Губайдулиной,фильмы А.А.Тарковского, А.Куросавы.
В отличие от элитарной культуры, народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Народную культуру называют любительской, или коллективной. Она включает мифы, легенды, сказания, эпосы, сказки, песни и танцы. Ее произведения редко записываются, чаще они передаются из уст в уста. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными, групповыми, массовыми. Фольклор – еще одно название народного творчества.
Массовая, ее также называют общедоступной, культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Ее продукты, например музыка, кино, ток-шоу на телевидении, поп-арт, примитивный китч в виде комиксов, мелодрам, эстрадных шлягеров, “мыльных опер”, массовая мода, создаются индивидуальными методами в массовых масштабах для продажи. Цель их создания – коммерческая прибыль. Время появления массовой культуры – середина 20 века, когда средства массовой информации проникли в большинство стран мира. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования. Массовая культура обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная. Но у нее самая широкая аудитория.
Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе. Это культура отдельных социальных групп. Существует несколько видов субкультуры: молодежная, пожилых людей, профессиональная, криминальная и др. Особый случай – национальная субкультура.Контркультура является принадлежностью разнообразных групп людей, которые отрицают в намеренно вызывающей форме существующие культурные ценности. Их протест принимает различные формы: от пассивных до экстремистских и основан на самых разных политических идеологиях.
У культуры есть 6 основных функций.1) Познавательная – целостное представление о народе, стране, эпохе.2) Оценочная – отбор ценностей, обогащение традиций.3) Регулятивная (нормативная) – система норм и требований общества ко всем членам во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения)4) Информативная – передача и обмен знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений.
5) Коммуникативная – способность сохранять, передавать и тиражировать культурные ценности; развитие и совершенствование личности через общение.6) Социализации – усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию.
Слово религия происходит от латинского religio (в переводе – связывание, повторное обращение к чему-либо, в переносном смысле – связь, соединяющая человека с божеством).На сегодняшний день религия имеет очень много значений.Религия – это мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение, основанное на вере в существование Бога или богов, сверхъестественного.Религия – совокупность моральных принципов, регулирующих образ жизни и поведение людей, разделяющих данное верование.Основа любой религии – вера в сверхъестественное и убеждение в том, что от него зависит жизнь человека.
Все религии подразделяются на :Архаичные политеистические – тотемизм, анимизм, фетишизм.Мировые монотеистические – христианство, буддизм, ислам.Кроме трех перечисленных мировых религий существует иудаизм – монотеистическая религия, исповедуемая евреями; индуизм – по числу верующих одна из наиболее крупных религий в мире ( в Индии 95% верующих – индуисты)
Политеистические религии можно считать самыми древними культурными комплексами.Тотемизм – поклонение животному или растению как своему мифическому предку и защитнику.Фетишизм – поклонение неодушевленным предметам, наделенным сверхъестественными свойствами.Разновидностью фетишизма является идолопоклонство. Имеет в наличии идола в качестве главного объекта почитания, поклонения и служения.Анимизм – вера в существование духов и души или всеобщую одухотворенность природы.
В мировых религиях вера представляет сложный культурный комплекс, заключающий в себе предмет веры, доктрину веры, практику вероисповедания, вероучение и другие элементы.В 1 веке н.э. в Палестине зарождается христианство. Его Бог уже не просто един, но вообще единственный и является Богом не одного народа, но вообще всех людей, он – творец мира. В центре христианства – вера в Иисуса Христа как Богочеловека, Спасителя мира, соединившего в себе две природы : человеческую и божественную. Он является воплощением 2-го лица Триединого Бога – Бог-Отец, Бог-Сын, Дух Святой. Троица – один из основных догматов христианства. Главный источник вероучения – Библия, состоящая из двух частей – Ветхого Завета (является Священным Писанием как в христианстве, так и в иудаизме) и Нового Завета (признается только в христианстве).
Буддизм – древнейшая из мировых религий. Она основана в 4-5 вв. до н.э. Основателем считается Сидхартха Гуатама. Объектом поклонения этой веры является Будда. Само это слово означает просветленный. Согласно традиции, Будда, в процессе медитации, увидел, как перерождается существо в прошлом, настоящем, будущем. И в результате сформулировал 4 “благородные истины буддизма”, которые изложил в 1 Беноресской проповеди : 1) жизнь есть страдание. 2) причины страданий – страсти, желания человека. 3) чтобы избавиться от страстей, надо избавиться от желаний, путем достижения нирваны. Нирвана – это состояние отсутствия страданий. Сущностью нирваны считается уход от мира, страстей, Желаний; абсолютная непроницаемость для желаний и страстей. 4) путь, ведущий к нирване – это восьмикратный путь спасения.
Позднейшая по времени возникновения мировая религия – ислам, или мусульманство. Возник ислам в Аравии в 7 веке. Основателем и пророком его был Мухаммед. Ислам складывался под значительным влиянием христианства и иудаизма. Главные принципы ислама изложены в священной книге мусульман Коране. Главными обязанностями верующих мусульман являются: 1) ежедневная пятикратная молитва. 2) пост в месяц Рамазан (Ураза). 3) обязательная благотворительность. 4) паломничество в Мекку (Хадж).
Искусство – это специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах.Искусство в широком смысле – это художественное творчество в целом.Искусство в узком смысле – только изобразительное искусство.Существует 10 основных видов искусства: архитектура (зодчество), живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, литература, музыка, театр, цирк, балет, кино, фотоискусство, эстрада.
У искусства есть 9 основных функций: Общественно-преобразующая – оказывая идейно-эстетическое воздействие на людей, включает их в направленную деятельность по преобразованию общества.2) Утешительно-компенсаторная – восстановление в сфере духа гармонии, утраченной человеком в реальной действительности. Своей гармонией искусство способствует сохранению и восстановлению психического равновесия личности.3) Художественно-концептуальная – способность анализировать состояние окружающего мира.4) Предвосхищения – способность предвосхищать будущее.5) Воспитательная – формирование личности, чувств и мыслей людей.
6) Внушающая – воздействие на подсознание людей, на человеческую психику.7) Эстетическая – способность формировать эстетические вкусы и потребности человека.8) Гедонистическая – особый, духовный характер искусства, призвано доставлять людям удовольствие.9) Познавательно-эвристическая – отражает познавательную роль искусства и выражается в его способности к отражению и освоению тех сторон жизни, которые труднодоступны науке.
Образование – один из способов станов-ления личности путем получения знаний, приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов, как семья, школа, средства массовой информации.Образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. Эта целенаправленность заключается:В постепенном, доступном для учащихся различных возрастов формировании системы научных знаний о важнейших явлениях реального мира, а также умений и навыков познавательной и практической деятельности;
2) В подготовке не только образованных, но и нравственных людей.3) В передаче и формировании опыта творческой деятельности, предполагающей, в частности, динамизм, конструктивность, способность принимать решения в ситуации выбора.4) В формировании гражданской ответственности, правового самосознания, духовности и культуры, чувства любви к Родине, ответственности за ее судьбу.Основой образования выступает школа. На Руси первые школы появились более тысячи лет назад в Киеве. Школа – это начальный тип учебно-воспитательного учреждения. В 19 веке распространенным видом школ стала гимназия.
Экономическая – формирование социально-профессиональной структуры общества.2) Социальная – социализация личности.3) Культурная – использование ранее накопленной культуры в целях воспитания индивида.
Наука – 1) специфическая форма человеческой деятельности, обеспечивающая получение нового знания о природе, обществе, мышлении, вырабатывающая способы и средства развития познавательного процесса, осуществляя проверку, систематизацию и распространение полученного знания; 2) процесс построения системного образа реальности; 3) система теоретических знаний о природе, обществе и мышлении, характеризующаяся стремлением к объективному объяснению сущности явлений и процессов.Основная функция науки – выработка и теоретическая Систематизация объективных знаний о действительности.Цель научной деятельности – получение нового знания.
Исторически наука возникла позже религии, искусства, образования.Главный центр научной деятельности России – Академия наук, имеющая в своем составе около 300 научно-исследовательских Институтов. Она была учреждена в 1991 году на базе Академии наук СССР. Ведет историю с 1724 года от Петербургской Академии наук. Наряду с Академией наук в нашей стране есть отраслевые академии.
Все науки условно делятся на естественные, социальные, гуманитарные и технические. Социология, психология, экономика, политология, а также антропология и этнография относятся к социальным наукам. У них много общего, они тесно связаны между собой и составляют своего рода научный союз. Примыкает к нему группа других, родственных ему дисциплин: философия, история, искусствознание, литературоведение. Их относят к гуманитарному знанию. Физика, химия, биология относятся к ряду естественных фундаментальных наук, они раскрывают структуру материального мира. Радиоэлектротехника, биотехнология и химия полимеров представляют собой технические дисциплины.
Университет – высшее учебное и научное заведение, где ведется подготовка специалистов по фундаментальным и многим прикладным наукам, различным отраслям народного хозяйства и культуры. Одним из лучших университетов в стране по праву считается Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова (МГУ) – крупнейшее высшее учебное заведение, один из центров мировой науки. Основан в 1755 году по инициативе М.В.Ломоносова и графа И.И.Шувалова.