Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г.Задонск 2012г. Исследовательская работа ЕЁ ВЕЛИЧЕСТВО ОСАНКА И ПОРТФЕЛЬ Выполнил: Конопкин Кирилл Евгеньевич ученик 3-б класса Руководитель: Кириллова Юлия Николаевна
Содержание Введение I. Портфель и его влияние на осанку учеников младшего школьного возраста 1.1. Понятие осанки 1.2. Значение осанки в жизни человека 1.3. Как портфель появился в школе и санитарно-гигиенические требования к нему II. Изучение соответствия санитарно-гигиеническим нормам портфелей учащихся 3-б класса Заключение. Приложения Список литературы
Цель работы исследование соответствия школьных портфелей учащихся 3-б класса МБОУ СОШ №2 г.Задонска санитарным требованиям. Изучение влияния портфеля на осанку детей младшего школьного возраста.
ГИПОТЕЗА Осанку можно корректировать и исправлять, если целенаправленно выполнять комплексы упражнений, заниматься физкультурой и спортом, и постоянно вести наблюдения. И в скором будущем вам в спину будут смотреть с восхищением.
Задачи исследования: выяснить, что такое осанка, особенности осанки детей младших классов; познакомиться с историей появления портфеля; узнать у детского врача требования к школьному портфелю; узнать о правильной и неправильной осанке и ее значении для здоровья учащихся; исследовать соответствие портфелей заявленным требованиям; разработать рекомендации для учеников 1-4 классов по выбору портфелей; изучить литературу, в которой рассказывается о физических упражнениях для формирования правильной осанки; понаблюдать за изменениями здоровья при выполнении профилактических упражнений и утренней зарядки.
Объекты исследования: человеческий организм, осанка, школьный портфель (ранец). Субъект (предмет) исследования: ученики 3-б класса МБОУ СОШ №2, влияние портфеля на осанку. Методы и приемы исследования: анализ литературы и электронных ресурсов, наблюдение, беседа, опрос, обобщение.
ПОНЯТИЕ ОСАНКИ Своё исследование я начал с медицинского словаря Осанка – это привычное положение тела при стоянии, ходьбе и сидении, которая характеризуется вертикальным ненапряженным положением позвоночника. В словаре Ушакова, осанка - внешность, манера держать свою фигуру. Осанка обычно ассоциируется с выправкой, привычной позой, манерой держат себя.
Читая сказки, былины можно любоваться царственной осанкой принцесс, богатырей, рыцарей. Принято считать, что царственных особ отличает горделивая посадка головы и прямая спина Слово «осанка» образовано от корня «-сан-», от этого корня произошли слова «сан», «сановник», «приосаниться». А слово «сан» означало высокий чин или званье, знатная должность.
В старой Англии, для выработки хорошей осанки применялся специальный покрой одежды воспитанников – сидеть, ссутулившись в такой одежде просто невозможно. Одежда болезненно врезывалась в кожу. Гимназическое образование в России отличалось строгим режимом воспитания. Воспитанников заставляли выполнять специальные упражнения, чтобы вырабатывать стройную осанку. В дореволюционных гимназиях с плохой осанкой боролись радикально – отхаживая воспитанников линейкой.
Неправильные привычные положения тела быстро приводят к искривлению позвоночника, грудной клетки, таза, нижних конечностей, включая стопы. Основная задача осанки – предохранение опорно-двигательной системы от перегрузки и травмы. Малейшее отклонение в развитии осанки могут привести к тяжелым деформациям позвоночника и конечностей.
Чтобы сохранить здоровье позвоночника, нам помогут в этом и физкультура, и правильная мебель в классе, и, конечно же, портфель, подобранный с учетом всех санитарных правил.
Портфель слово французского происхождения. В переводе на русский «носить лист». Означает четырехугольную сумку с застежкой, обычно кожаную. Слово ранец (заплечная сумка) появилось на Руси в 17-м веке. Из истории портфеля
В советское время ранцы делали со съёмными лямками, что превращало его в портфель.
В странах Европы и Америки дети начальных классов так же ходят в школу с портфелями и ранцами. Учащиеся начальной школы Пекина используют чемоданы, потому что количество учебников и школьных принадлежностей постоянно увеличивается. А в Тайване уже создали 10-и дюймовый ПК (компьютер), который весит около килограмма и включает в себя все учебники и дневник.
В нашей стране принято считать, что вес школьного портфеля не должен превышать 10% (процентов) от веса школьника. Ранец должен отвечать следующим требованиям: Он должен иметь жёсткую заднюю стенку или алюминиевую рамку внутри спинки портфеля. Он не должен деформироваться при укладке школьных принадлежностей. Ранец не должен быть шире плеч ребёнка. Ранец должен иметь необходимое количество карманов, каждый из которых выполняет определённую функцию. Ширина лямки 4-4,5 сантиметра. Его материал должен быть прочным, лёгким, водонепроницаемым и удобным для чистки.
Неправильно подобранные ремни могут сдавливать нервные окончания на плечах и руках, и вызывать их онемение. Необходимо носить ранцы с ортопедической спинкой
Мною было проведено исследование в 3-б классе, в форме анкетирования. В результате исследования, я узнал что: Преобладает в основном: Изучение портфелей уч-ся 3-б класса
Портфель будущего все учащиеся нашего класса видят электронным, легким и небольшим ! Купили портфели:
Ещё я прочитал, что Корея перейдёт на цифровые учебники и сменит ранцы на планшеты к 2015 году
Что же касается блока вопросов об осанке, то я получил следующие результаты: Практически у всех учащихся осанку контролируют дома и в школе. 7 человек из класса имеют небольшое нарушение осанки. Таким образом, только у 15 обучающихся моего класса вес пустого портфеля не превышает нормы для нашего возраста. Но у всех детей вес портфеля с принадлежностями был значительно выше норматива, следовательно это влияет на осанку ребёнка.
Думаю, моя работа заставит ребят из нашего класса и их родителей задуматься о своем здоровье, и в следующий раз, при покупке портфеля, примут во внимание научные рекомендации по выбору портфеля. Моим одноклассникам не помешает побольше внимания уделять занятиям спортом для укрепления мышц позвоночника. Своими исследованиями я обязательно поделюсь с ребятами своего класса.
Заключение В ходе работы я понял, что неправильное ношение тяжелых предметов может отрицательно сказаться на позвоночнике, и именно школьный ранец может стать другом или врагом для нашей спины. Вывод: После систематических занятий детьми специальными физическими упражнениями и играми, влияющими на осанку, она изменилась, стала нормальной. А с остальными учащимися необходимо еще вести интенсивную работу для исправления неправильной осанки.
Обязательно помните об осанке, ведь она – залог здоровья всего организма.
Школьный ранец должен быть выполнен из гигиеничного водоотталкивающего лёгкого материала. Для начальной школы лучше всего подходят именно ранцы с жестким корпусом. Специалисты рекомендуют приобретать лёгкие ранцы (от 500 гр. до 1300 гр.) с твёрдой спинкой и широкими лямками (не уже 35 мм). По санитарным правилам нашей страны школьный ранец вместе со всем содержимым не должен весить больше трёх килограмм. Ранец должен хорошо держать форму и не деформироваться при укладывании школьных принадлежностей. Если ранец выбран или используется не правильно, то это может серьезно навредить позвоночнику и осанке школьника. Ширина портфеля не должна превышать ширину плеч ребёнка. Верхний край не должен быть выше плеч, а нижний - ниже бёдер. Следите, чтобы ребёнок носил ранец на спине на обоих плечах, а не на одном. ПОСОБИЕ ПО ВЫБОРУ ШКОЛЬНОГО РАНЦА
Список литературы 1.Толковый словарь русского языка Ушакова, словарь С.И.Ожегова, медицинский словарь. 2.Правда, о школьных портфелях // Сайт «Здоровье» 3.Протасов Б.И. Что такое осанка? // Сайт www.osanka.ru 4.Федотова В.А. О школьном портфеле для младших школьников.// Сайт www.proshkolu.ru 5.«Лечебная физическая культура» 2003г С.Н.Попов; 6.Статья «Ваша осанка» Авдеев А. 2006г. 7.Статья «Исправление осанки у детей» Воробьева В. И Степановой И. 2005г.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!