ОРЛОВА Любовь Владимировна ИГРОВАЯ КОРРЕКЦИЯ ВНУШЕННЫХ ДЕТСКИХ СТРАХОВ Москва – 2012
Некоторые важные определения Страх – базовая эмоциональная реакция человека, возникающая в результате опредмечивания тревожности под влиянием действительной, воображаемой или внушенной опасности, угрозы его биологическому или социальному существовании. Страх – выражение и результат конкретизации (опредмечивания) неопределенной угрозы (на полюсе объекта) и неопределенной тревоги (на полюсе субъекта). Внушенный страх – результат усвоения чужого опыта под влиянием суггестии.
Иерархическая трехуровневая типология страхов ПРЕДМЕТНЫЕ СТРАХИ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ СТРАХИ ТРЕВОГА АДЕКВАТНЫЕ НЕАДЕКВАТНЫЕ
Схема возникновения внушенных страхов РЕБЕНОК ВЗРОСЛЫЕ ЗАПРЕТЫ ЗАПУГИВАНИЯ Повышенная тревожность Не трогай Не подходи Не гладь Внушенные страхи
Детерминанты и следствия внушенных страхов . Внутренние (тревожность) и внешние (внушения) детерминанты внушенных страхов Внушенный страх Заниженная самооценка, повышенная самокритичность Неуверенность в себе, проявляющаяся на когнитивном, эмоциональном, мотивационно-волевом и поведенческом уровнях Социально-психологическая дезадаптация
Схема взаимодействия родителя, ребенка и психолога ПСИХОЛОГ РОДИТЕЛИ РЕБЕНОК Суггестия Внушенный страх Контрсуггестия
Основные характеристики суггестии и контрсуггестии СУГГЕСТИЯ КОНТРСУГГЕСТИЯ вера в значимого другого; самопознание, самопонимание; авторитарный стиль общения; либерально-демократический стиль общения; отношения подчинения; самоконтроль и саморегуляция психических состояний; ограничение деятельности и поведения; способ самораскрытия; контроль, регуляция поведения; сознательность поведения, разумность восприятия; пересекающиеся и скрытые транзакции; параллельные транзакции; жесткие директивные инструкции, сильные невербальные стимулы; произвольное и личностное содержание; «пристройка сверху»; «пристройка сбоку»; самоуверенно-агрессивная позиция контролирующего Родителя; позиция принимающего Взрослого психотерапевта; властные, повелительные интонации взрослого; самостоятельность, свобода; бессознательное принятие и прочное усвоение ребенком содержания, внушаемого взрослым; сознательное принятие ребенком содержания; некритическое усвоение внушенного содержания; критическое восприятие, осмысление актуальной ситуации; эмоциональное заражение (контагиозность); самостоятельность экспрессии; иррадиация эмоционального фона, настроения; устойчивость эмоционального фона; не стимулирует раскрытие индивидуальности ребенка; стимулирует раскрытие индивидуальности ребенка; совокупность внушенных установок и состояний; совокупность внутренних установок и состояний; не сознательность, не критичность восприятия; сознательность и критичность восприятия. 1 2 3
Контрсуггестивные особенности игровой и арт-терапевтической коррекции Игровая коррекция Арт-терапевтическая коррекция тенденция к авторитарному стилю общения; либерально-демократический стиль общения; давление, контроль; самоконтроль и саморегуляция психических состояний; регуляция поведения; сознательность поведения, разумность восприятия; внешнее возбуждение с последующим внутренним возбуждением, активная двигательная часть, переходящая в отреагирование (катарсис); активная внутренняя мыслительная работа с внешней пассивной или расслабляющей, т.е. внутреннее напряжение сменяется внешним торможением; средство – слово, речь суггестора; средство – развитие внутренних переживаний, самораскрытие, самопринятие, самоуправление; коллективная деятельность; групповая работа с сохранением индивидуального характера их деятельности; выражение психического состояния, основанного на инструкции и выполнении задания; самоконтроль и саморегуляцию психических состояний (концентрация внимания на образе страха в процессе рисования, приемы релаксации и расслабления); наведение, индукция; директивный характер, модель научения и воспроизведения; недирективный характер; модель самоопределения и самопринятия; экстровертированна, публична, разыгрывание сюжета, вербализация; интровертированна; менее публична; демонстрация поведения на сенсомоторном уровне; самовыражение посредством художественной экспрессии, индивидуально-личностное самопознание; непосредственное участие взрослого в проигрывании определенных эпизодов; отношения ребенка и психолога опосредуются изобразительной деятельностью и отражают процесс художественной экспрессии; стрессогенная ситуация, воссоздающая травмирующие события; выражение своих внутренних конфликтов в символической форме, постепенное осознание и вербализация; преодоление страха на физическом уровне; осознание страха, его источника и понимание; эмоциональное заражение; собственность экспрессии; разрешение эмоционального и двигательного напряжения; свободное самовыражение и самопознание, «инсайт-ориентация». 1 2 3
Диагностика страхов у родителей Выраженность страхов у родителей: опросник «Опасения и страхи взрослых» (А.И. Захаров) 1 – «медицинские» страхи; 2 – страхи, причинения физического ущерба; 3 – страх смерти; 4 – опасения по поводу ребенка; 5 – социально-опосредованные страхи; 6 – проективные, временные страхи.
Диагностика страхов у родителей Уровни страха у родителей в трех группах риска и в норме, %% Испытуемые Уровни Группы риска Высокий МАТЕРИ Средний Низкий Высокий ОТЦЫ Средний Низкий 1. Неполная семья 40 - - - - - 2. «Пожилые» родители 56 9 - - 18 14 3. Единственный ребенок 55 3 - - 14 6 Норма - 1 - - 14 36
Первичная диагностика страхов у дошкольников Выраженность страхов у дошкольников: авторский опросник детских страхов Наиболее выраженные страхи: смерти (96%), животных (81%), причинения физического ущерба (69%), социальных санкций (71%); сказочных персонажей (63%). Уровни выраженности страхов: низкий уровень (1%); средний уровень (34%); высокий уровень (65%).
. Выраженность страхов у дошкольников двух групп: 1 группа – дошкольники с внушенными страхами и 2 группа – дошкольники с не внушенными страхами 1 - «медицинские страхи»; 2 - причинение физического ущерба; 3 - страхи смерти; 4 - страхи животных; 5 - страхи сказочных персонажей; 6 - страхи, связанные со сном, темнотой; 7 -социально-опосредованные страхи; 8 - пространственные страхи; 9 - проективные, временные страхи. Диагностика страхов у дошкольников
Сопоставление выраженности страхов и тревожности у дошкольников Выраженность страхов и тревожности у дошкольников, %%
Комплекс коррекционных занятий с использованием упражнений игровой терапии Сочинение историй (например, сказка по кругу; моделирование конфликтной ситуации и объективирование вариантов ее разрешения) Драматизация истории на заданную тему Рефлексивный анализ, обсуждение Экспрессивное (пантомимическое, психогимнастическое) упражнение
Комплекс коррекционных занятий с использованием упражнений арт-терапии Подготовительный настрой «Разогрев» (пальчиковая гимнастика, дыхательные, графические упражнения) Актуализация ощущений, эмоций (упражнения с песком) Индивидуальная работа (рисунок, поделка) Драматизация, обсуждение Коллективная работа Заключение (рефлексия)
Повторная диагностика страхов у дошкольников Динамика снижения страхов у дошкольников с внушенными страхами и не внушенными страхами с помощью игровой коррекции
. Динамика снижения страхов у дошкольников с внушенными страхами и не внушенными страхами с помощью арт-терапевтической коррекции Повторная диагностика страхов у дошкольников