Цель исследования: выяснение цветового предпочтения школьниками разных возрастных групп, определение их эмоционального состояния на моменты пребывания в школе.
Гипотеза: цветовой дизайн помещения может влиять на эмоциональное состояние школьников.Гипотеза: цветовой дизайн помещения может влиять на эмоциональное состояние школьников.
Задачи исследования:1) Изучить доступную литературу из данной области познания.2) Познакомится с известными общепринятыми методиками, используемыми для определения цветового окружения на психику личности.
3) Проанализировать проведённые исследования и сформировать рекомендации.3) Проанализировать проведённые исследования и сформировать рекомендации.
Цветовой символизм в истории и культуре человека. В наскальной живописи первобытных народов чаще всего встречается 3 цвета – белый, чёрный, красный, что позволяет сделать вывод об особой роли этих цветов в жизни древних людей.
Чёрный – антипод белого, противоположная сторона жизни.
Красный цвет. Все «красные вещи» разделяются на 2 категории:в сочетании с белым цветом красный символизирует добрые силы, могущество и почёт, власть и богатство.сочетание красного и чёрного усиливает негативные стороны красного цвета, придаёт ему зловещий характер, символизирует злые силы.
Цветовые символы христианства: Белый цвет – символ святости, чистоты и духовности.
Цветовые символы Ислама: Светлые и яркие цвета, являются символами блага, божественного начала.
В эпоху Возрождения возникли первые цветовые системы психологических свойств человека:Жёлтому - холерик
Учение о цвете И.В. Гете. Гете утверждал: «Цвета действуют на душу: они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции и мысли, которые нас успокаивают или волнуют, они печалят или радуют».
И.В. Гете разделяет цвета на «положительные» создают бодрое, живое, деятельное настроение: И.В. Гете разделяет цвета на «положительные» создают бодрое, живое, деятельное настроение:
«отрицательные» - неспокойное, мягкое и тоскливое настроение : «отрицательные» - неспокойное, мягкое и тоскливое настроение :
«Язык красок»В. Кандинского. Кандинский утверждал о двух факторах, определяющих психологическое воздействие цвета: «тепло-холод» и «светлота-темнота». В результате рождаются 4 возможных «звука» красок.
1-ый фактор-отношение желтый –синий: желтый «движется» навстречу зрителю, а синий от него.
Желтый цвет беспокоит человека, колет, возбуждает, действует на душу нагло и навязчиво. Его сравнивают со звуком трубы.
Средне-синий цветСредне-синий цвет по Кандинскому символизирует звук флейты
Темно-синий –Темно-синий –виолончель.
А наиболее углубленный синий- орган. А наиболее углубленный синий- орган.
Зелёный цвет благотворно действует на уставшего человека, он главный тон лета. Зелёный - символ природы, погружённый в самодовольный покой.
2-ой фактор-это отношение белого и черного.Белый –это великое молчание, холодная, бесконечная стена, музыкальная пауза, временное ,но не окончательное решение.
Тест Люшера «за» и «против»:
Цветовые предпочтения детей: В раннем возрасте они предпочитают красный или пурпурный цвет.
Дети в возрасте 9 лет предпочитают: красный, жёлтый, оранжевый, синий, зелёный и фиолетовый.
В возрасте 9-11 лет интерес проявляется к жёлтому, а потом к жёлто-зелёному и к зелёному. В возрасте 9-11 лет интерес проявляется к жёлтому, а потом к жёлто-зелёному и к зелёному.
После 12 лет любимый цвет синий. После 12 лет любимый цвет синий.
Вывод:Цвет влияет на организм человека. Разные цвета по разному воздействуют на наше эмоциональное состояние.
Принятие или отверждение цвета часто зависит от возраста ребёнка.
Недостаток какого-либо комфортного для себя цвета мы пытаемся компенсировать в одежде, с приёмом пищи.
Наиболее приемлемые тона для дизайна школы – жёлтый, оранжевый, зелёный, голубой.