Человек и природа в славянской мифологии
Цель проекта: Изучение культуры своих предков через мифы древних славян
Задачи проекта: Изучить литературу о славянской мифологии.Познакомиться с сохранившимися славянскими мифами.Определить взаимоотношения мира людей и мира природы, нашедшие своё отражение в мифологии древних славян.
Понятие мифологииМифология — это одна первых форм сознания, которое выражало отношение народов к миру. Миф (от древнегреческого — mythos) в переводе с древнегреческого означает «слово», «предание», а мифология — это собрание преданий. Мифы стали своего рода первыми ответами на вечные вопросы о происхождении мира и человека.
Понятие язычестваСо временем на основе мифологии формировались и религиозные представления народов. Чаще всего первые религии были политеистическими, т.е. народы поклонялись не одному, а многим богам. В русской традиции политеистические религии принято называть языческими (или язычеством).
Главная тема славянских мифовМифология отражала отношения людей с природой, поскольку для древнего человека именно проблема взаимоотношений с природой была главной. Поэтому основным свойством язычества можно считать обожествление природы, когда божествами признавались различные природные объекты — солнце, луна, звезды, воздух, огонь, вода, животные, растения, камни и т. д.
Велес Велес – покровитель охотников, ещё он бережёт скот. Оттого и звали его иногда и Скотьим Богом.
ВелесВ дань ему каждую осень на полях оставляют несколько колосков – несжатую полоску ржи. «Велесу на бородку», - говорят пахари.
Велесовы дниВ древности на Руси праздники накануне Нового года посвящались Велесу. Люди молили об урожае, гадали о будущем, заклинали скот от мора, нечистой силы и хищников. И назывались эти недели «велесовы дни».
Велесовы дниТогда брал хозяин топор, надевал шубу вверх мехом, подражая мохнатому богу Велесу, и шёл оберегать своё богатство, призывая на помощь всемогущего и всеведающего «скотьего бога»
МакошьРусские люди звали её нежно Мать –сыра -земля, потому что земля и есть мать всему живому. Волосы её шёлковая трава. Груди – горы высокие. Руки – деревья ветвистые. А тело – сама тёплая земля, пронизанная жилами ручьёв и речек с живой водой. Мать – сыра земля дарит людям богатый урожай, она богиня всех благ жизненных и изобилия. Недаром в руке своей держит она турий рог изобилия, из которого рассыпает цветы и плоды.
ЛадаС Макошью связана и сестра её – Лада, богиня любви и покровительница брака. В её власти заставить рожать вспаханное поле. Она же научила людей пахать. И стали с тех пор люди с нетерпением ждать весны.
ЛадаПри вступлении в брак славяне делали жертвоприношение этой богине. Ладу поминают ещё и в неделю Троицына дня, когда завивали венки и по ним девушки гадали о суженом.А сильна-дробна пчелаНа полёт вылетела,Ай, дидо, ой, ладо!На полёт вылетела,На лугах садилася,Разные цветы-травы рвала,Она себе венок вилаНа свою головушку,На свою весёлую,Ай, дидо, ой, ладо!
ЯрилоЯрило – бог солнца, а ещё божество плодородия. Едет он от села к селу. Конь под ним белый с увитой цветами гривой. В одной руке у Ярилы сноп спелых колосьев, в другой – рог с веселящим пивом. Русые кудри украшает венок васильковый.
ЯрилоПраздник, посвящённый Яриле, называется Ярилки. Люди встречают щедрого бога радостными песнями:- Расходился ЯрилоПо всему свету,Полю жито народил,Людям детей плодил.А где он ногою,Там жито копною.А куда он взглянет,Там колос зацветает.
ЯрилоВсю ночь длятся игрища вокруг костров горящих на холме. А самый красивый юноша в колпаке, украшенном бубенцами, цветами и лентами водит хороводы, раздаёт угощения, затевает игры.
ПерунИюнь. Самая макушка лета. Завязались клубни в земле, пошли в колос рожь и пшеница. Теперь поля жаждут воды. Тем временем разгорается в небе грозовое пламя. Вскипела под палицей Перуна дождевая вода. Купает её в ливнях бог – громовик небо и землю, даруя полям животворную влагу.
КупалоВот тогда и появляется Купало, божество земных плодов, лесных трав и цветов. Неслышными шагами проходит он по земле, и благоухает на его голове венок из жёлтых цветов купальниц, переплетённых с белыми купавами.
КупалоПоявление Купалы – настоящий праздник. Юноши берутся за руки, скачут через огонь, а девицы с венками на головах водят хороводы, купаются в утренней росе и поют-славят бога Купало:Купало, Купало!Где ты зимовало?«Летовало во лесе,Зимовало в велесе!»
КупалоВ чародейную эту ночь деревья сходят с места, собираются, ведут между собой тихие, шелестящие беседы. Толкуют о чём-то своём травы. Лопочут звери. И все друг друга понимают.
Выводы:1. В славянских мифах отразился весь жизненный цикл крестьянина – общинника: цикл сельскохозяйственных работ, домашний быт, свадьба, похороны и т.д.2. Объектом поклонения становились силы природы — дождь, ветер, солнечный свет, гром, молния и т.д., то есть все то, что непосредственным образом влияет на появление урожая. 3. Важнейшим смыслом существования древних славян являлся поиск гармоничного существования в природе и с природой.4. Список изученной литературы прилагается (см. следующий слайд).
Литература1. Глушко Е.А., Медведев Ю.М. Русские легенды и предания. – М.: Эксмо, 2007. 2. Перевезенцев С.В.Славянская мифология. –Http://www.portal-slovo.ru/history/35236.php?ELEMENT_ID=35236.3. Яхнин Л. Мифы и герои Древней Руси. – М.: Стрекоза, 2008.4.http://images.yandex.ru/yandsearch?text.
Авторы проекта учащиеся 6В класса МОУ «СОШ № 19»:Руководитель проекта – учитель русского языка и литературы Гузенкова Марина Николаевна