МОУ «Лиманская СОШ №1»Урок по литературному чтению «В одном счастливом детстве». Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Школа 2100. 3 классУчитель начальных классов:Кужахметова Луция Елтаевна2009год
Виталий Бианкиоткрытый урок"Неслышимка"по литературному чтениюРассказ старого учёного
Цель урока Совершенствовать технику чтения.Развивать устную речь. Учиться обобщать изученное, делать выводы.
«Весь огромный мир кругом меня, надо мной, подо мной полон неизведанных тайн. И я их буду открывать всю жизнь, потому что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире!» рассказ-воспоминание "Морской чертёнок"
Виталий Валентинович Бианки«Отец рано начал брать меня с собой в лес. Он каждую травку, каждую птицу и зверюшку называл по имени, отчеству и фамилии. Учил меня узнавать птиц по виду, по голосу, по полёту, разыскивать самые скрытые гнёзда. Учил по тысяче примет находить тайно от человека живущих зверей. И – самое главное – с детства приучил все свои наблюдения записывать. Так приучил, что это вошло в привычку. На всю жизнь».
Но самые излюбленные его персонажи, герои большинства произведении – птицы.Живой, пёстрой, разноголосой и разнопёрой стаей обитают они на страницах его сказок и рассказов.Кажется , ни одна птица нашей Родины не обойдена вниманием писателя
Учёный- орнитолог Птицы – наши верные помощники, защитники наших лесов, полей, садов, огородов от вредных короедов и листогрызов, плодожорок и грызунов. Птицы – это тайна и красота. Птицы – друзья нашего детства. О птицах сложены стихи, сказки, легенды. Песни. Без птиц нам не обойтись. Невозможно даже представить нашу Землю без птиц. Вот что такое птицы. Наука, изучающая птиц, называется орнитологией.
Писатель - натуралист Мы говорим, что Виталий Бианки пишет о природе, изучает её, раскрывает читателям тайны.Слово природа в переводе с латинского означает «натура»Человека, который изучает природу, называют натуралистом.
проверка домашнегозаданияПересказ первой части
Работа над 2 частью на урокечтения
Работа над текстом В чём особенность 2 части? Каков главный смыл её?Оправдались ли наши надежды на встречу с «неслышимкой»?Каким он рисует лес перед дождём? ПрочитайтеКак автор говорит о тишине луга и звуках его наполняющих? Как здесь нужно читать? С какой интонацией?Найдите в тексте разные незаметные нашему слуху «маленькие звуки»
физкультминутка
Работа над 3 частью Какие качества помогли учёному раскрыть тайну «неслышимки»?
Исследовательская работа Давайте прочитаем, какая цепочка названий получилась и проследим, как мы двигались к «открытию» певцаНеслышимка – горбатенькая птичка – немой певец – обыкновенный сверчок – камышовка-сверчок.Выборочное чтение
Словарная работа Характернейшая повадка –свойственная исключительно данному предмету, этой птичке, по этой повадке можно отличить её от других птиц.Оригинальная песенка – своеобразная, незаурядная, непохожая на другие, и здесь можно сказать «странная» песенка. В чём её оригинальность?Абсурд – нелепость, бессмылица
Молодцы, ребята!
Камышовки Оказывается род камышовок велик, и подражать в пении они могут не только сверчкам. Так дроздовидная камышовка старается подражать кваканью лягушек.Несмотря на своё название «камышовка», эти птицы никогда не водятся в камышах.
Дрозды
Сверчки
В тетради на печатной основе Работанадтестами
Подведём итог урока Рассказ «Неслышимка» о том…Вывод: «У ребёнка особый взгляд на мир, он часто помогает взрослым сделать открытие для себя».
Эдуард Шим Сказал о В.Бианки «…он из хитрости пишет о зверях и птицах. На самом деле он учит мальчишек и девчонок, как вырасти настоящими людьми».
В какой из сборников можно было бы поместить это произведение? Сказки о животныхБасни о птицахИсторические рассказыРассказы о природе
Домашнее задание Выучить описание тишиныПопробовать сочинить загадку про камышовку - сверчка или отыскать загадку про любую птицу.Вы можете прочитать рассказ В.Бианки «Кто чем поёт?»
Рефлексия