Проект постижения темы «Правописание приставок, не изменяемых и изменяемых на письме». При изучении наук примеры полезнее правилИсаак Ньютон
Основная цель проекта – определение методических подходов преподавания русского языка на концентрической основе (на основе самостоятельной деятельности обучающихся). Для достижения поставленной цели нами сформулированы следующие задачи: осветить систему русского языка, выявить его особенности; определить корпус основных правил, сконцентрировать орфограммы на данное правило в модули, то есть постоянно действующие блоки, выводящие ученика на результат; найти тексты, на основе которых будут выстраиваться уроки русского языка.
Научная новизна проекта и его практическая значимость впервые в методике преподавания русского языка мы разработали свой подход в усвоении орфограмм на основе словарей и справочников, текстов и на основе системной самостоятельной деятельности обучающихся; нами выявлены закономерности усвоения русского языка: сначала пример, потом правило, поэтому в проекте будут представлены коды запоминания правил; нами доказано и на практике проверено, что системное усвоение русского языка даёт положительные результаты; данная работа может быть использована учителями-филологами в построении уроков по орфографии для повышения орфографической зоркости через осознанное восприятие материала.
Теоретическая значимость. Она заключается в том, что нами впервые в методике преподавания русского языка обозначены технологические шаги, выводящие ученика на результативность. Научно-практическое значение проекта заключается в том, что его результативность позволяет 1) обогатить курс методики преподавания русского новыми методическими положениями и выводами; 2) разработать методические рекомендации по изучению русского языка на концентрической основе;
Апробация результатов проекта Основные положения проекта отражены нами в планах уроков на данную тему в 5, 6, 8, , 10, классах. С основными положениями проекта автор выступал на заседании школьного методобъединения учителей-филологов и пришёл к таким результатам: 1) в 5 классе на контрольном диктанте допустили ошибку только в слове «расстояние» 2 человека; 2) в 6 классе 1 человек допустил ошибку в словах «бесстрастный», «подтрунить»; 3) в 8 классе не было ни одной ошибки; 4) эта методика интересна и полезна одарённым детям и помогает при подготовке к олимпиадам, развивает умение самостоятельно добывать знания, что необходимо также при подготовке к экзаменам
Шаги деятельности ученика Наблюдение-созерцаниеАнализ явлений языкаОбразование представлений о наблюдаемомСопоставление наблюдений, образование понятий на основе деятельностного подхода
Система усвоения данной орфограммы «Правописание гласных и согласных в приставках, не изменяющихся и изменяющихся на письме» в 5 классе. Необходимое на уроках – это толковые или орфографические словари, справочники Розенталя, учебники. Перед детьми ставится проблема обнаружения правил на названную тему. Учитель добивается называния всех приставок. Все ниже названные шаги проделывают сами ученики. 1. Поиск в словарях и называние приставок. Запись. 2. Поиск приставок без-, бес-. Записываются в столбики. 3. Ищут приставки на с-. 4. Ищут слова на з-. (здравый, здоровый, здоровье, здесь) 5. Поиск слов с двойной согласной на стыке корня и приставки. Параллельно с этой исследовательской работой в рабочих тетрадях оформляются схемы основных правил, где указываются слова-коды. Параллельно с этой исследовательской работой в рабочих тетрадях оформляются схемы основных правил, где указываются слова-коды.
Правописание приставок, не изменяемых и изменяемых на письме1 правило. Запомни не изменяющиеся на письме приставки пред-, пере-, за-, на-, над-, в-, об-, под-, с-, от-, во-, обо-, подо, надо-, со-, ото-, о-, до-, по-, про-.
4 правило. Надо запомнить написание слов, где согласный з стоит в начале слова: здравствуй, здесь, здание, здоровье. К этим правилам-кодам ученики сами должны прийти – вот в чём ценность уроков, где реализуется самостоятельная деятельность обучающихся.
Системное погружение в суть данной орфограммы в 6 классе. 1 шаг. Учитель даёт направление: «В русском языке существует очень много приставок. Попробуйте их вспомнить и записать, никуда не заглядывая. Заодно проверите свою память. Если вам в голову придёт больше сорока приставок, можете считать, что у вас превосходная память. Если приставок тридцать - тоже не плохо, ну а если меньше – не огорчайтесь». 2 шаг. Работы анализируются. Делается запись в тетрадях. «Вот они, красавицы: без- (бес), вз- (взо-, вс-), воз- (вос-), вы-, до-, за, из- (изо-, ис-), на-, над- (надо-), не-, недо-, низ- (нис-), о-, об- (обо-), от- (ото-), пере-, по-, под- (подо-), пра-, пре-, пред- (предо-), при-, про-, раз- (разо-), рас-, роз- (рос-), с- (со-), су-, суб-, у-, через- (чрез-, черес-).3 шаг. Ищем в словарях слова с незнакомыми приставками. Ребята находят слова супесок, супесь, суглинок, сукровица (существительные), суягная, супоросая (прилагательные).
4 шаг. Вычленение из перечня приставок тех, что изменяются на письме, и запись.Раз- (рас-), без- (бес-), из- (ис-), вз- (вс-), воз- (вос-), низ- (нис-), через- (черес-). 5 шаг. Вспоминаем самые основные правила на основе распределительного диктанта. 1.Учитель читает слова , а дети распределяют их в 2 столбика: 1) корень начинается с глухого согласного; 2) корень начинается со звонкого согласного. Слова читаются парами. Безводный – беспечный, возбуждение – воспитание, взлететь – вспоминать, изранить – испугать, низложить – нисходить, разделаться – расходиться, чрезвычайный – чересчур.После вывода выписываются пары приставок.
2. Проделывается та же работа. Слова для работы: беззаветный – бессовестный, воззвание, восстание, иззябнуть – иссохнуть, раззадорить – рассердить. Сформулируем вывод о написании удвоенных согласных з и с на стыке приставки и корня. При проведении этой работы внимательные ученики называют также слова разевать, разинуть, разор, разорение, разорить. Их нужно запомнить. 3. Для повторения 3 основного правила учителем читаются слова спилить – сбить, скрестить – сгрести, стесать – сделать, сшить – сжить. Учащиеся формулируют вывод: приставка с неизменяемая.
6 шаг. Он составляет основную часть урока. Это знакомство с исключениями. 1.При повторении исключений нужно дать ученикам наводящее задание: ищите в словаре в разделе «Р», написание которых вам покажутся отступлением от основных правил. Ребята должны назвать слова расчёт, расчесть – рассчитать, рассчитывать. Для вывода опять нужна подсказка: перед каким корнем пишется с, перед каким – сс?Теперь обращаемся к словарным статьям на букву «З» и ищем слова на з, написание которых нужно запомнить. Ученики должны назвать слова здание, здесь, здоровье, ни зги.
Схематически в рабочих тетрадях всё это будет отображаться таким образом. Правописание приставок, не изменяющихся и изменяющихся на письме 1правило – запомнить пред-, пере-, за-, на-, над-, в-, об-, под-, с-, от-, во-, обо-, подо, надо-, со-, ото-, о-, до-, по-, про-. 2 правило – слова-коды: безводный – беспечный, возбуждение – воспитание, взлететь, вспоминать, изранить – испугать, низложить – нисходить, разделаться – расходиться, чрезвычайный – чересчур. 3 правило – слова-коды: беззаветный – бессовестный, воззвание, восстание, иззябнуть – иссохнуть, раззадорить – рассердить. 4 правило - слова-коды: скрестить – сгрести, стесать – сделать, сшить – сжить. Исключения.Слова-коды: расчёт, расчесть – рассчитать, рассчитывать. Слова-коды: здание, здесь, здоровье, ни зги.Слова-коды: разевать, разинуть, разор, разорение, разорить.
Повторение и закрепление в 7 классе. В 7 классе отдельный урок по данной теме не выделяем, а проводим повторение и закрепление совместно с изучением причастий и деепричастий.Можно учащихся ознакомить с такой малоизвестной приставкой, как па-.Для этого проделываются такие шаги: 1шаг. По словарям ученикам нужно найти в разделе П слова с приставкой па-.Паклен, пагрудь (существительные со значением сходства), пасынок, патрубок, паголенки (со значением неполноты или приближения к чему-нибудь). 2шаг. Работа над толкованием каждого слова.
Изучение приставок раз-(рас-) – роз- (рос-) в 8 классе В 8 классе уже необходимо давать правописание приставок раз- (рас-) – роз-(рос-). Ученики за один шаг должны выйти на результат.1 шаг. Учитель говорит: «Дети, я сейчас назову вам слова первого столбика, а вы должны в словарях найти похожие слова второго столбика.»Развалить - …Разлив - …Расписание - …Рассыпать - …Разыскать - …Ученики должны назвать слова-коды: розвальни, розлив, роспись, розыск ( розыскной – от розыск). Делается соответствующая запись в тетрадях.
Выводы В процессе обучения и при сдаче экзаменов огромное значение имеет, во-первых, знание и понимание того, что надо делать, и, во-вторых, умение этого делать. При проведении уроков в такой форме в классе создаётся рабочая атмосфера, где все обучающиеся находятся в активном поиске. Через наблюдение, анализ языковых явлений, обращение к необходимым источникам происходит синтез – формулировка логики правила. Из собственных наблюдений выводят необходимые им правила. При этом важна не «гладкость» урока, когда ученики безошибочно отвечают на вопросы, а естественный процесс развертывания познания – с его ошибками, эмоциями удовольствия, радости, огорчения и смущения. При таком подходе знания органически входят в сознание ученика и прочно закрепляются. Эта технология помогает выработке устойчивых орфографических навыков. Запечатление в сознании происходит не без усилий ученика. Современный урок требует того, чтобы 80% на уроке работали, добывали знания, догадывались, ошибались, но приходили к открытию знаний сами дети, конечно же, под непосредственным руководством учителя. И именно технология погружения в орфограммы позволяет это.
« …Отвращение к учительству. Хочу не учить, а душевно беседовать, размышлять сообща и догадываться». Это высказывание Михаила Пришвина, на мой взгляд, должно стать девизом современной школы.