УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА
Не прекращающийся в течение дня дождь; никем не нарушаемая тишина; непродуманное решение; неразгаданные тайны; стены не выкрашены; не раскатывающийся, а грохочущий гром; неизгладимое впечатление; не заметивший неприятеля; не терпящий боли.
Пушкин поразил меня своим колдовским прологом к «Руслану»: У лукоморья дуб зеленый, Златая цепь на дубе том…Казалось бы, какой пустяк – несколько хороших, пусть даже прекрасных, на редкость прекрасных стихов! А меж тем они на весь век вошли в мое существо, стали одной из высших радостей, пережитых мной на земле. Казалось бы, какой вздор – какое – то никогда и нигде не существовавшее лукоморье, какой – то «ученый» кот, ни с того ни с сего очутившийся на нем и зачем–то прикованный к дубу, какой–то леший, русалки, и «на неведомых дорожках следы невиданных зверей»…У Гоголя необыкновенное впечатление произвели на меня «Старосветские помещики» и «Страшная месть», Какие незабвенные строки! Как дивно звучат они для меня и до сих пор, с детства войдя в меня без возврата, тоже оказавшись в числе того самого важного, из чего образовался мой, как выражался Гоголь, «жизненный состав». Эти «поющие двери», этот «прекрасный» летний дождь, который роскошно шумит по саду, эти дикие коты, обитавшие за садом в лесу…
согласованные и несогласованные определениясмысловой отрезокраспространенные и одиночные определенияобособленные и необособленные определения выделительные знаки препинания
ОБОСОБЛЕННЫЕСОГЛАСОВАННЫЕОПРЕДЕЛЕНИЯ
ЦЕЛИУРОКА
КАРТОЧКА № 1.Сгибаемая ударами ветра и дождя трава ложилась на землю. – Трава, сгибаемая ударами ветра и дождя, ложилась на землю. Задание: 1. Найти обособленные члены, указать их вид (какой это второстепенный член предложения). 2.Определить, какой частью речи выражен обособленный член предложения. 3.Указать, к какому слову относится (часть речи). 4.На основе сопоставления с первым примером предложить версию обособления. 5. Составить связный ответ, в каких случаях есть обособление, а в каких – нет. 6.Выбрать графическую схему.
КАРТОЧКА № 2.На небе показался ясный месяц.- Ясный месяц, полный и красный, показался из-за горизонта.Задание: 1. Найти обособленные члены, указать их вид (какой это второстепенный член предложения). 2.Определить, какой частью речи выражен обособленный член предложения. 3.Указать, к какому слову относится (часть речи). 4.На основе сопоставления с первым примером предложить версию обособления. 5. Составить связный ответ, в каких случаях есть обособление, а в каких – нет. 6. Выбрать графическую схему.
КАРТОЧКА № 3.Расстрелявшего все боеприпасы летчика окружили немецкие самолеты. – Расстрелявшего все боеприпасы, его окружили немецкие самолеты. –Его, расстрелявшего все боеприпасы, окружили немецкие самолеты.Задание: 1. Найти обособленные члены, указать их вид (какой это второстепенный член предложения). 2.Определить, какой частью речи выражен обособленный член предложения. 3.Указать, к какому слову относится (часть речи). 4.На основе сопоставления с первым примером предложить версию обособления. 5. Составить связный ответ, в каких случаях есть обособление, а в каких – нет. 6.Выбрать графическую схему.
КАРТОЧКА № 4.Раненный осколком в плечо капитан Сабуров не покинул поле боя. – Раненный осколком в плечо, капитан Сабуров не покинул поле боя.Задание: 1. Найти обособленные члены, указать их вид (какой это второстепенный член предложения). 2.Определить, какой частью речи выражен обособленный член предложения. 3.Указать, к какому слову относится (часть речи). 4.На основе сопоставления с первым примером предложить версию обособления. 5. Составить связный ответ, в каких случаях есть обособление, а в каких – нет. 6. Выбрать графическую схему.
КАРТОЧКА № 5.Измученные долгой дорогой мальчики подходили к дому. - Измученные долгой дорогой, мальчики мгновенно уснули.Задание: 1. Найти обособленные члены, указать их вид (какой это второстепенный член предложения). 2.Определить, какой частью речи выражен обособленный член предложения. 3.Указать, к какому слову относится (часть речи). 4.На основе сопоставления с первым примером предложить версию обособления. 5. Составить связный ответ, в каких случаях есть обособление, а в каких – нет. 6. Сделать вывод. 7. Выбрать графическую схему.
Упражнение 324.1 группа – предложения 1-5.2 группа – предложения 6 – 9.Упражнение 326.3 группа – находит предложения с необособленными определениями.4 группа – находит предложения с обособленными определениями.5группа – находит предложения с обособленными определениями, имеющими дополнительное обстоятельственное значение.
Можно ли сказать, что распространенные согласованные определения обособляются всегда?
Можно ли сказать, что любое определение (распространенное и нераспространенное, стоящее после и перед определяемым словом, относящееся к существительному или местоимению) всегда обособляется, если имеет добавочное обстоятельственное значение?
Можно ли сказать, что любое определение (распространенное и нераспространенное, стоящее после и перед определяемым словом, относящееся к личному местоимению) всегда обособляется?
ТЕСТ:Удалось ли разобраться в теме урока:а) да;б) нет.2.Тема урока освоена:а) достаточно хорошо;б) не совсем хорошо;в) не усвоена.3.Материал урока помог мне:а) закрепил знания по темеб) еще больше меня запутал.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:Упражнение 325, страница 232, выполнить по заданию учебника.
ЦЕЛИУРОКА