Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Затеченская основная общеобразовательная школа» Далматовского района Курганской области Проект «Что в имени тебе моём…» Федерягина Ольга Николаевна, учитель начальных классов
Александр Сергеевич Пушкин писал:Что в имени тебе моем?Оно умрет, как шум печальныйВолны, плеснувшей в берег дальний,Как звук ночной в лесу глухом… …Но в день печали, в тишине, Произнеси его тоскуя; Скажи: есть память обо мне, Есть в мире сердце, где живу я... Какую же тайну хранят наши имена?
Изучением имен занимается особая наука, которая носит название ономастика И её раздел антропонимика(греч. ἄνθρωπος — человек и ὄνομα — имя) В языке каждый звук оказываетвлияние на человека.Одни звуки радуют, другие печалят, третьи раздражают. Считается, что имя влияет на характер человека, На его поступки, отношения с людьми, выбор профессии.
Загадочную, необъяснимую власть имен над судьбой человека заметили еще древние. В России, например, вплоть до XVII века родители держали в секрете, как они назвали ребенка, пытаясь обмануть злых духов. Или ребенку давали два имени – одно было ложным, второе настоящим. Подумайте, как могли появиться такие имена:Упырь Лихой, Волчий Хвост, Шумило, Болван, Лишний,Лубяная сабля, Износок.
Имя- это название, наименование, особенное слово.Имена – привычные на слух слова, а за ними открывается целый мир и неповторимая судьба человека. Имена должны быть у всех людей. Имя много значит для человека. Оно раскрывает характер человека, может повлиять на судьбу человека.
Откуда мы можем узнать значение наших имён?
Многие личные имена, которыми называют В нашей стране новорожденных, по происхождению своему являются иностранными и пришли много веков назад из латинского, греческого, еврейского, скандинавского языка. Такие имена можно «перевести» на русский язык. Вот значение некоторых имён. Даниил – «судья от Бога», из древнееврейского языка. Ирина – «мир, покой», из древнегреческого языка.
Валерий – «обладающий хорошим здоровьем», из латинского языка. Очень часто мальчики, носящие имя Валера, крепкие, спортивные, здоровые. Они любят приключения, соревнования.Часто из-за своего подвижного образа жизни приносят немало хлопот родителям. Будучи взрослым, Валерий выбираетпрофессии, связанные с риском, путешествиями, командировками.
У наших имён есть различные формы. Подумайте какие из них можно употреблять в официальном обращении, а какие в обычном бытовом общении? А как можно назвать вас?
Когда у вас день рождения? А именины? Что это такое? Именины. Именинник. В древности, да и сегодня, имя наречение совершалось при крещении. Православными имя подбиралось по святцам: ребенка называли именем того святого, день памяти которого совпадал с днем появления малыша на свет. Так святой становился покровителем и защитником. Например, именины Екатерины — 7 декабря, Натальи — 8 сентября, Татьяны – 25 января.
Ребята! При работе над проектом «Что в имени тебе моём» мы продолжим изучение наших имён. Если мы больше узнаем о своих именах, об именах своих сверстниках, то сможем избежать каких-либо ошибок в общении и поведении, а может быть и в определении будущей профессии.
Какую тайну хранит моё имя?Как появилось мое имя?Какое значение имеет мое имя?Из какого языка пришло мое имя?Каков перевод и значение моего имени?Кто дал мне такое имя? Как это произошло?Дата моего рождения, дата именин. Чем отличаются эти даты? Какие формы моего имени существуют?
Ребята! Для работы над проектом предлагаю вам разделиться на 3 группы. Каждая группа работает над своей темой.
Определите, что изучает наука антропонимика?Выясните значение и происхождение имён одноклассников.Составьте именные альбомы по именам ребят своей группы (значение, происхождение, влияние на характер, именины и т.д.)Составьте «Ромашки» из разных форм ваших имён. Источники:Хигир А. Энциклопедия имён. Имя, характер, судьба. – М.: Эксмо, 2005.http://www.akviloncenter.ru/name/list.htmhttp://www.calend.ru/names/
Социологи Проведите исследования:Сколько имён в нашем классе, какие из них повторяются, какие являются редкими.Какие имена начинаются на гласные буквы, а какие на согласные.Проведите опрос, кто дал имя вашим одноклассникам?Выясните происхождение имён одноклассников. Источники:Хигир А. Энциклопедия имён. Имя, характер, судьба. – М.: Эксмо, 2005.http://www.akviloncenter.ru/name/list.htmhttp://www.calend.ru/names/
Подберите стихотворения, пословицы и поговорки, ребусы про имена.Придумайте вопросы, связанные с именами литературных героев. Источники:Волина В. Загадки от А до Я. – М.: Олма-Пресс, 1999.http://www.prozagadki.ru/102-zagadki-pro-imena.htmlhttp://vdetskommire.ru/growth/rebusy-dlya-malyshej-pro-imena/http://www.namepoem.ru/http://www.poskart.ru/imena.html
Познакомьтесь с темой и проблемой проекта. Выберите одну из предложенных ролей.Познакомьтесь с проблемными вопросами своей роли.Изучите список ресурсов.Составьте план поиска информации.Исследуйте информационные ресурсы. Оформите отчет в виде презентации. 8. Обсудите результаты работы, проведите защиту проекта.
Надеюсь, что при работе над проектом, вы узнаете много нового о своих собственных именах и именах своих сверстниках, научитесь правильно употреблять различные формы имени в речи, станете более внимательными друг к другу. Желаю успехов!
Использованные источники:Литература:Хигир А. Энциклопедия имён. Имя, характер, судьба. – М.: Эксмо, 2005.Ресурсы Интернета:Шаблон презентации http://aida.ucoz.ruhttp://www.akviloncenter.ru/name/list.htmhttp://www.calend.ru/names/http://www.rvb.ru/pushkin/01text/01versus/0423_36/1830/0526.htmhttp://s61.radikal.ru/i173/1103/8f/3f2ff82dea.jpg