Учебное занятие © Иванова И.А. Фастовский И., А 2004
Цель учебного занятия Цель – предполагаемый результат деятельности. Цель должна быть: конкретной;точно измеряемой;иметь установленные сроки выполнения.Аспекты цели связаны с умениями
специальныезнания и способы деятельности, касающиесяконкретного учебного предмета;общеучебныеуниверсальные знания и способы деятельности,обеспечивающие успешность образования влюбой области знания
учебно-организационные;учебно-информационные;учебно-интеллектуальные;учебно-коммуникативные.
Учебно-организационные умения Индивидуальная познавательная деятельность:гигиена умственного труда и режим дня;организация рабочего места;умение определять цель и ставить задачи познавательной деятельности;умение определять пути и средства достижения поставленной цели;умение планировать свою познавательную деятельность;умение вести работу в соответствии с планом;умение контролировать ход и результаты познавательной деятельности;умение адекватно оценивать полученные результаты.Групповая познавательная деятельность:умение распределять обязанности;умение не мешать работать другим;умение слушать и объективно оценивать работу других;умение отстаивать свою точку зрения, не навязывая ее другим;умение соединить воедино результаты работы нескольких человек.
Техника чтения (правильность, беглость, выразительность, сознательность)Учебное чтение (сплошное, выборочное, аналитическое, логическое, пунктуационное, по ролям)Работа с учебникомРабота с художественным текстомРабота с научно-популярным и научным текстомБиблиотечно-библиографическая грамотность (работа с каталогами)Компьютерная грамотность (использование электронных средств для получения и обработки информации)Знание иностранного языка
Компоненты познавательной деятельности:зрение;слух;внимание;воображение.Мыслительные операции:анализ;синтез;сравнение;обобщение.Способы рассуждений:дедуктивный;индуктивный.Умения, необходимые для работы с источниками информации и для выполнения творческих работ: составление плана, конспекта, тезисов;работа над изложением, сочинением, рефератом;подготовка отзыва, рецензии, характеристики, аннотации.
Учебное слушаниеУстная речь:монологическая:пересказ;рассказ;тематический ответ;сообщение;диалогическая:беседа;дискуссия;диспут.
Вводное занятиеОзнакомление учащихся с содержанием новой темы, формирование мотивов к ее изучению.Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельностиОбеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления у школьников новых знаний и способов деятельности.Закрепление знаний и способов деятельностиНачало перевода полученных знаний и способов деятельности из зоны актуального развития личности школьника в зону ближайшего развития.Комплексное применение знаний и способов деятельностиЗавершение перевода полученных знаний и способов деятельности из зоны актуального развития личности школьника в зону ближайшего развития.Обобщение и систематизация новых знаний и способов деятельностиУстановление внутрипредметных и межпредметных связей изученного материала. Перевод полученных знаний и способов деятельности на рефлексивный уровень.Проверка и оценка знаний и способов деятельностиОбеспечение контроля качества усвоения школьниками учебного материала.Регулирование и коррекция знаний и способов деятельностиРабота по обеспечению более полного соответствия достигнутых результатов обучения заранее поставленным задачам.
ОрганизационныйПроверка домашнего заданияАктуализация знаний учащихсяИзучение новых знаний и способов деятельностиПервичная проверка понимания новых знаний и способов деятельностиЗакрепление полученных знаний и способов деятельностиПрименение знаний и способов деятельностиОбобщение и систематизация знаний и способов деятельностиКонтроль и самоконтроль знаний и способов деятельностиРегуляция и коррекция знаний и способов деятельностиИнформация о домашнем заданииПодведение итогов учебного занятияРефлексия
Организация рабочего учащихся и учителяОпределение цели учебного занятия и постановка задачОпределение путей и средств достижения целиПланирование работы на учебном занятииОпределение критериев достижения цели учебного занятия
Проверяются знания и умения, необходимые только для работы на данном уроке.Необходимо осмысление ребенком результатов домашнего задания: как делал?что получилось?
Повторяются знания и умения, необходимые для работы только на данном уроке.
Изучение нового учебного материала.Изучение новых знаний и способов деятельности
Первичная проверка понимания новых знаний и способов деятельности Устанавливается обратная связь между учителем и учащимися по вопросам содержания нового учебного материала.Знания школьников соответствуют уровню «узнавания» новой информации.
Детям предлагаются самые простые задания.Выполнение задач и упражнений осуществляется по имеющемуся образцу.
Применение знаний и способов деятельности Вместе с выполнением заданий «по образцу» школьники осваивают способы деятельности в «измененных условиях».
Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности Устанавливаются внутрипредметные связи изучаемой темы с другими темами курса.Устанавливаются межпредметные связи изученной темы.Определяется прикладное значение изученной темы.
Ребенок и учитель получают информацию, позволяющую определить соответствие достигнутых результатов обучения (преподавания) первоначально запланированным результатам.
Регуляция и коррекция знаний и способов деятельности Регуляция знаний и способов деятельности учащихся, коррекция их поведения, обеспечивающие наиболее полное достижение задач учебного занятия.
Информация о домашнем задании Задается только тот материал, который необходим для работы на следующем уроке и будет обязательно проверен.Определяется конкретное содержание домашнего задания.Разбираются способы выполнения каждого задания домашней работы.
Подведение итогов учебного занятия Определяется соответствие достигнутых результатов учебного занятия поставленным в его начале задачам.Оценивается работа класса и конкретных детей на учебном занятии.
Личностное осмысление каждым участником результатов учебного занятия:Какую личностно важную цель выполнял?Что делал? Как делал?Достиг ли цели?Что было наиболее трудным?Что удалось лучше всего?Что мешало?Что могло бы улучшить работу?
Конструирование учебного занятия
Анализ учебного занятия Цель и задачитип учебного занятия структура учебного занятиясодержание учебного занятия и каждого его модуляметоды обучения и педагогические технологии формы организации познавательной деятельности учащихсяРезультат каждого учебного модуляРезультат учебного занятия